Подготовка экипажей судов к борьбе с пожарами
Роль экипажа при ликвидации пожаров очень велика, поэтому к его подготовке предъявляются большие требования. Чтобы обеспечить сохранность судна, необходимо уметь точно и быстро выполнять обязанности по расписанию пожарной тревоги. Для достижения этой цели на судах проводятся пожарные занятия и учебные тревоги.
Для борьбы с пожарами на каждом судне создаются аварийные партии. Их количество, состав и место сбора определяются судовым расписанием по тревогам.
Как правило, на пассажирских судах с численностью экипажа свыше 100 человек создаются три аварийные партии: носовая, кормовая и машинно-котельная. На судах с численностью экипажа 40—100 человек обычно организуются две аварийные партии и одна аварийна группа в машинно-котельном отделении. При численности экипажа 16—40 человек создаются одна аварийная партия и одна аварийная группа в машинно-котельном отделении. На судах с численностью экипажа менее 15 человек аварийные партии не организуются; борьба за живучесть этих судов ведется всем экипажем.
Наряду с аварийными партиями, на судах создается одна санитарная группа под руководством судового врача, а на пассажирка ских судах — еще и группа обеспечения порядка под руководством пассажирского помощника капитана. Во время пожара, взрыва, в условиях задымленности члены санитарной группы оказывают пострадавшим медицинскую помощь. Группа обеспечения порядка предпринимает меры, чтобы не допустить паники среди пассажиров и (эвакуировать их в безопасное место.
При наличии двух-трех аварийных партий на судне командирами их, как правило, назначаются: носовой — второй помощник капитана, кормовой — третий механик, машинно-котельной — старший механик. При одной аварийной партии начальником ее назначается второй помощник капитана, а аварийной группы — второй механик. Каждая аварийная партия должна быть автономной; если на судне возникает один очаг пожара, то аварийные партии объединяются.
Все члены экипажа в пределах служебных обязанностей, определенных Уставом службы на судах морского флота, обязаны повседневно выполнять предупредительные мероприятия, обеспечивающие живучесть судна.
Капитан судна несет ответственность за обеспечение живучести судна; он руководит составлением судового расписания по тревогам и утверждает его; осуществляет общее руководство в борьбе за живучесть судна; отвечает за подготовку экипажа к борьбе с пожарами; контролирует подготовку экипажа; дает указания об объявлении учебных пожарных тревог.
Старший помощник капитана организует подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна, непосредственно руководит тушением пожара.
Второй помощник капитана, второй и старший механики являются начальниками аварийных пожарных партий; они непосредственно отвечают за подготовку своих аварийных партий и руководят их действиями при ликвидации пожара.
Третий помощник капитана во время тревог и аварий должен находиться на мостике и обеспечивать безопасность плавания судна.
Четвертый помощник капитана по всем судовым тревогам обязан находиться на мостике и обеспечивать закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, имеющих дистанционное управление с мостика.
Помощник капитана по пожарно-технической части отвечает за противопожарное состояние судна и подготовку экипажа к борьбе с пожарами, взрывами и задымлекностью. При возникновении пожара в любом районе на судне он непосредственно руководит его тушением; начальники аварийных партий обязаны исполнять его распоряжения.
При отсутствии на судне помощника капитана по пожарно-технической части его обязанности возлагаются на старшего помощника капитана.
Старший механик отвечает за противопожарное состояние машинно-котельного отделения и за работу всех систем пожаротушения. В случае возникновения пожара в машинно-котелыюм отделении он непосредственно руководит тушением пожара.
Четвертый механик в повседневных условиях и по общесудовой тревоге отвечает за поддержание в постоянной готовности к действию стационарных средств пожаротушения, а по общесудовой тревоге обеспечивает запуск, работу и переключение этих средств.
Электромеханик по общесудовой тревоге обеспечивает переключение аварийного освещения, надежность действия телефонной связи, обесточивает пожароопасные места.