Общесудовые противопожарные мероприятия
Капитан судна отвечает за комплексную отработку и выполнение мероприятий по обеспечению пожаробезопасное судна, установленных приказами и распоряжениями судовладельца, и за подготовку экипажа к борьбе с пожаром на судне.
Старший помощник капитана непосредственно отвечает за противопожарное состояние судна в целом и поддержание противопожарного режима на нем, в том числе и за предупредительные надписи.
Помощник капитана по пожарно-технической части отвечает за противопожарное состояние судна в целом и поддержание противопожарного режима на нем, контролирует несение на судне дозорной службы и руководит действиями аварийных формирований при борьбе с пожарами.
Старший механик обеспечивает выполнение в машинных помещениях профилактических противопожарных мероприятий, в том. числе следит за предупредительными надписями. Второй механик непосредственно отвечает за соблюдение в машинных помещениях противопожарного режима/
Боцман непосредственно отвечает за противопожарный режим в фонарной, малярной, шкиперской кладовой, кладовой грузовых шлангов, ветоши и в плотницкой мастерской, а также на открытых частях палубы, в общесудовых и на местных аварийных и пожарных постах (за исключением машинных помещений и в местах расположения спасательных средств).
Весь командный состав судна обязан соблюдать противопожарный режим в помещениях и на рабочих местах своего заведования, а также в помещениях несения ходовой вахты. Он обязан знать: границы противопожарных зон; помещения, выгороженные противопожарными конструкциями; мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров; способы борьбы с пожарами, дымом.
Заведующие помещениями судна непосредственно отвечают за периодичность осмотров в заведуемом помещении. При осмотрах проверяют: исправность и герметичность (по наружному осмотру) противопожарных закрытий и других конструкций, от состояния которых зависит возможность использования объемного способа тушения пожара в помещении; исправность пожарной сигнализации; исправность и готовность к действию стационарных средств борьбы с пожарами и противопожарного имущества; исправность освещения и светящихся указателей у аварийных выходов и в других местах.
При обнаружении каких-либо неисправностей в помещении заведующий немедленно докладывает об этом вахтенному помощнику капитана, а при неисправностях в машинном отделении — вахтенному механику и контролирует ликвидацию неисправностей специалистами.
Каюты экипажа не расписываются по заведоваииям. На членов экипажа, занимающих каюты, возлагаются обязанности заведующих помещениями.
Каждый член экипажа обязан соблюдать противопожарный режим во всех судовых помещениях и на своем рабочем месте, выполнять мероприятия по обеспечению пожаробезопасное™ судна при всех условиях его эксплуатации.
Вахтенная служба обязана контролировать выполнение мероприятий, обеспечивающих пожаробезопасность судна. Вахтенная служба (палубная и машинная) как на ходу, так и на стоянке судна в части обеспечения пожаробезопасное™ судна подчиняется вахтенному помощнику капитана.
Вахтенный помощник капитана обязан: хорошо знать устройство судна; предупредительные мероприятия и организацию борьбы с пожарами; обеспечивать своевременное выполнение противопожарных мероприятий, закрытие наружных запорных устройств судовой вентиляции. Во время стоянки судна у причала или на рейде он контролирует грузовые операции на судне, следит за по-жаробезопасностью при выполнении на судне работ, связанных с использованием открытого огня.
Вахтенный механик обязан хорошо знать мероприятия по обеспечению пожаробезопасное™ судна и следить за их выполнением в машинных помещениях как на ходу и стоянке судна, так и при производстве ремонтных работ силами экипажа, ремонтными бригадами или заводом.
Противопожарный режим йа судах слагается из общесудовых противопожарных мероприятий и частных (для отдельных судовых помещений); он зависит и от рода перевозимого груза.
Общесудовым противопожарным режимом для всех судов предусматривается содержание в чистоте и порядке всех судовых помещений и открытых палуб. Мусор, производственные отходы (се-парационные материалы, остатки груза, тары и т. п.) надо с судна удалять.
Категорически запрещается пользоваться открытым огнем: в трюмах, гаражах; ангарах, бункерах, помещениях, используемых для перевозки (хранения) опасных грузов, и в хранилищах всех видов жидкостей, пары которых в смеси с воздухом образуют горючие газы; ближе 10 м к вскрываемым танкам (цистернам) и в местах разборки трубопроводов топливных, масляных и тому подобных систем; в аккумуляторных помещениях; в фонарных и малярных кладовых и кладовых грузовых шлангов; в шкиперских, бельевых кладовых и кладовых ветоши и пакли; в кладовых муки и сухой провизии; в плотницкой мастерской; ближе 5 м к шахтам и головкам вентиляции; ближе 10 м к легковоспламеняющимся материалам и баллонам с горючими газами; для целей освещения во всех помещениях судна; при грузовых операциях опасных грузов; ближе 5 м к местам вскрытия каких-либо частей котлов и обеспечивающих их работу механизмов и арматуры (до охлаждения и полного вентилирования котла) и частей двигателей внутреннего сгорания; при промывке деталей главных и вспомогательных механизмов горючими жидкостями; для отогревания замерзших трубопроводов любого назначения.
На судах, перевозящих нефтепродукты I разряда в таре, в трюмах и вблизи них, а также на палубе, где размещен этот груз, использовать инструмент, могущий образовать искру при ударе, запрещается.
При стоянке судна у причала (в том числе при ремонте) должны быть приняты меры для быстрого его отвода в случае возникновения пожара на причале или на судне.
Курение на судне разрешается, при наличии пепельниц, в каютах, курительных салонах и только вахте — в штурманской и ходовой рубках, радиорубках и на центральном посту управления машины, расположенном в отдельном помещении вне машинного отделения, а также в установленных приказом по судну (исключая танкеры-газовозы и бункеровщики) общих местах для курения экипажа, где должны быть установлены урны с водой и вывешены или нанесены надписи «.Место для курения». Выбрасывать спички, окурки и другие горящие предметы за борт, в том числе через иллюминаторы, запрещается.
На сухогрузных судах при грузовых операциях, при перевозке пожароопасных грузов и приеме бункера курение на судне запрещается в общих местах для курения, расположенных на открытых частях палуб.
В иностранных портах курение на судне регламентируется портовыми правилами и обычаями, о чем экипаж должен быть оповещен до захода в порт.
На судне должны быть нанесены ярко-красным цветом предупредительные надписи на русском и английском языках:
«Не курить!» — на хорошо видных местах надстроек танкера (газовоза, бункеровщика), парома и трейлерного судна в районе грузовых палуб;
«Посторонним вход воспрещен! Не курить!» — вблизи трапа, служащего для схода на берег, при подходе танкера (газовоза), парома, трейлерного судна к причалу;
«Курить воспрещается!» — с внутренней стороны комингсов всех грузовых трюмов;
«Входить без разрешения вахтенного помощника со спичками, металлическими предметами запрещается. До входа включите - вентиляцию» — на входной двери (снаружи) в помещении грузовых насосов на танкере (газовозе и бункеровщике);
«Аккумуляторы. Взрывоопасно! С открытым огнем не входить!» — на входной двери (снаружи) в аккумуляторные помещения;
«Не курить!» — на входных дверях (снаружи) ангаров; гаражей; крюйт-камер; мастерских, сушилок; кладовых кинолент, малярной, фонарной, грузовых шлангов, шкиперской, бельевой, ветоши, муки, сухой провизии; помещений аммиачных холодильных установок и других пожароопасных помещений.
При расположении в одной группе ряда пожароопасных помещений, например под полубаком, предупредительную надйись наносят только снаружи входной двери в блок таких помещений.
На всех дверях взрывоопасных помещений с внутренней и наружной стороны, в том числе на всех видимых сторонах цистерн с горючими жидкостями, наносят знак пожарной опасности в виде круга диаметром 150 мм со сплошной окраской в красный цвет.
При перевозках на судне опасных грузов должны быть вывешены таблички с предупредительными надписями в соответствии с требованиями «Правил морской перевозки опасных грузов» (МОПОГ).