Оповещение о пожаре
Любой член экипажа, обнаруживший признаки пожара на судне или запах дыма, гари или нагревание переборок и "конструкций, обязан сообщить об этом вахтенному помощнику капитана и подать сигнал пожарной тревоги.
В случае возникновения пожара объявляется общесудовая тревога подачей сигнала непрерывным звонком громкого боя в течение 20—30 с, частыми ударами в судовой колокол и по радиотрансляционной сети с указанием места пожара. По сигналу тревоги члены экипажа судна обязаны, захватив закрепленный за ними пожарный инвентарь, быстро прибыть к аварийному месту и приступить к тушению пожара.
Стоящие рядом в порту или на заводе суда дублируют тревогу и посылают матроса для выяснения у вахтенного аварийного судна, какая требуется помощь. С момента дублирования тревоги экипажи стоящих рядом судов прокладывают пожарные рукава, готовят пожарные насосы; вахтенный помощник капитана в случае необходимости направляет людей и пожарный инвентарь для оказания практической помощи в тушении пожара.
Суда, стоящие лагом к аварийному или рядом с ним, должны усилить надзор, чтобы огонь не распространился на них. Эти суда должны быть готовы к быстрому отходу от аварийного судна.
При оповещении по трансляционной сети учебной пожарной тревоги следует предварительно объявить, что она учебная-расписание по тревогам
Расписание по тревогам является документом, определяющим основные обязанности членов экипажа. Оно должно быть составлено до выхода судна в море и вывешено на видном месте в нескольких местах.
При составлении расписания по тревогам следует учесть, что аварийная партия должна быть укомплектована физически здоровыми людьми. В каждой аварийной партии должно быть не менее 18 человек. В обязанности членов аварийной партии входит:
- разведка и работа в изолирующих дымовых противогазах;
- ввод в действие одновременно не менее двух-трех водоподаю-щих стволов;
- подача к месту пожара противопожарного инвентаря;
- пуск судовых стационарных средств пожаротушения; вскрытие и разборка конструкций.
- закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиляционных систем.
Старший группы разведки пожара обязан:
- проводить разведку в течение всего времени пожара;
- передавая через связных получаемые сведения начальнику аварийной пожарной партии, принимать участие в ликвидации очагов пожара, спасании людей и т. п.
Связные группы (один-два человека) действуют непосредственно в очаге пожара согласно указаниям старшего группы разведки.
Подстволыцики открывают секущий клапан пожарной магистрали, периодически подменяют ствольщиков, в необходимых случаях подносят воду к месту пожара ведрами.
Ствольщики прокладывают пожарные рукавные линии к месту пожара и работают водяными или пенными стволами в позициях, указанных начальником аварийной партии. Ствольщики, занятые защитой смежных с аварийным помещений, по указанию начальника аварийной партии подносят огнетушители к месту пожара и приводят их в действие, а также прокладывают пожарные рукавные линии и работают стволами.
Члены экипажа согласно расписанию по тревоге и по приказанию главного (старшего)! механика:
- готовят и приводят в действие стационарные системы пожаротушения, газового тушения, стационарную систему пенотушения;
- герметизируют аварийные помещения перед пуском системы объемного тушения;
- подносят к месту пожара брезенты, кошмы, песок, ломы, багры, топоры, слесарные и металлорежущие инструменты и работают ими;
- готовят и приводят в действие переносную пожарную мотопомпу или аварийный пожарный насос;
- подносят к месту пожара приборы переносного электроосвещения.
В зависимости от количества членов экипажа некоторые члены экипажа могут иметь несколько обязанностей при тушении пожара.
При составлении расписания по пожарной тревоге должны быть выделены люди для закрытия дверей, люков, иллюминаторов, заслонок в воздуховодах независимо от места очага пожара и для отключения естественной и принудительной вентиляции.
Расписание по тревогам составляется при участии помощника капитана по пожарно-технической ласти, подписывается старшим помощником капитана и старшим механиком и утверждается капитаном судна. Оно должно корректироваться при изменениях состава экипажа. При большом количестве изменений оно должно быть составлено заново.
При стоянке судна в порту старший помощник капитана составляет стояночное расписание по тревогам, которое вывешивается у трапа. При составлении стояночного расписания следует учитывать, что во время стоянки судна в лорту составляется расписание для пятой части экипажа, а при стоянке судна на внешнем рейде— для трети экипажа.
Члены экипажа, ,не включенные в стояночную пожарную вахту, но находящиеся на борту, по сигналу пожарной тревоги действуют по указанию вахтенного помощника капитана.
Если судно стоит в порту или на заводе, необходимо в стояночном расписании предусмотреть, чтобы в обязанность одного из матросов .входил вызов по телефону или по пожарной сигнализации береговой пожарной команды. В стояночном расписании по тревогам распределение обязанностей должно быть таким, чтобы до приезда береговой пожарной команды была проведена разведка пожара и приняты все меры по его тушению.
Если шжар возник на советском судне, находящемся в иностранном порту, портовую пожарную команду вызывают только по указанию капитана судна.