Система паротушения
В системе паротушения применяется насыщенный пар от главных или вспомогательных котлов с интенсивностью подачи не менее 1,33 кгс/ч на каждый кубический метр валового объема наибольшего охраняемого помещения. При этом на наливных судах пар должен подаваться в количестве, необходимом для заполнения группы смежных наливных отсеков за вычетом объема среднего отсека. Исходя из этих расчетов должна обеспечиваться немедленная подача пара в требуемом количестве при всех условиях эксплуатации судна. Давление пара в системах паротушения должно быть 5—8 кгс/см2.
От каждого котла на коллектор станции паротушения проложен трубопровод системы паротушения. Для заполнения паром грузовых наливных отсеков используются трубопроводы системы пропаривания. На коллекторе устанавливаются манометр и пробный кран. Предусмотрено устройство для подачи в систему пара с берега или другого судна. На наливных судах может быть один отросток на каждый грузовой наливной отсек независимо от его объема.
Открытые концы отростков системы паротушения располагаются в противоположных частях помещения для равномерного распределения пара по помещению.
Систему паротушения должны полностью осматривать и приводить в действие не реже одного раза в месяц. О результатах осмотров делают записи в пожарноконтрольном формуляре.
Все соединения в системе должны бдть плотными, паропроводы— исправны и окрашены в отличительные цвета. Нельзя допускать неплотности закрытия клапанов, появления свищей и разрывов паропроводов, нарушения их изоляции, ржавления трубопроводов. Дефекты необходимо устранять немедленно; если это невозможно сделать судовыми средствами, то, приняв временные меры, сделать ремонт в ближайшем порту захода. Подкрашивать изоляцию паропроводов нужно не реже чем раз в шесть месяцев.
Штоки клапанов и другие движущиеся детали арматуры паротушения должны быть всегда расхожены, набивка сальников не должна давать пропусков. Не допускать засорения, закрашивания, замерзания или ржавления выпускных концов паропроводов. Запрещается закладывать их грузом и друщми материалами. Клапаны постов управления паротушения должны быть под паром для немедленной подачи его в любой охраняемый отсек. Необходимо постоянно следить, чтобы на станциях паротушения манометры и пробные краники были в исправности. При пуске системы в действие давление пара не должно быть менее 5 кгс/см2. На танкерах невозвратнозапорные клапаны системы паротушения должны быть постоянно открыты на отростках к танкам, а главный клапан закрыт.
Система тушения инертными газами
В целях защиты судов от пожаров и взрывов рекомендуется применение инертных газов, т. е. тушение продуктами, сгорания топлива. Система тушения продуктами сгорания топлива может быть применена в качестве как основного средства тушения пожара, так и предупредительного. В качестве основного средства пожаротушения система может быть применена только в сухогрузных трюмах при условии установки независимого генератора инертного газа, в качестве предупредительного средства против возникновения пожара, взрыва — в грузовых отсеках наливных судов с использованием отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания, котлов и специально установленных генерал торов газа.
Вводы трубопроводов для подачи инертного газа в сухогрузные трюмы должны располагаться в нижней части охраняемого помещения. Помещение объемом 500 м3 и более должно иметь два ввода — в противоположных частях помещения. Вводы в грузовые наливные отсеки должны располагаться в верхней части отсеков.
Системы, работающие от специального генератора, вырабатывающего инертный газ, должны состоять из генератора, вентиляторов для нагнетания воздуха и газа, устройств для очистки и охлаждения лаза, приборов автоматического контроля за состояниехМ газа, трубопроводов и арматуры.
Производительность генератора должна быть достаточной для заполнения газом не менее 25% объема наибольшего охраняемого помещения в течение 1 ч работы генератора с момента начала его пуска. Запаса топлива должно хватить для работы генератора газа с указанной производительностью в течение не менее 72 ч.
При использовании выпускных газов или дыма генераторы газа, обслуживающие их насосы, вентиляторы, а также оборудование, служащее для отбора газа от выпускных и дымовых труб, размещают в специальных помещениях — станциях (рис. 30).
Содержание кислорода в инертном газе не должно превышать 8% по объему, при этом в газе не должно быть окиси углерода и друпих горючих примесей. При заполнении газом грузовых трюмов, предназначенных для перевозки сухих грузов, должна быть создана среда, не поддерживающая горение, с содержанием кислорода не более 14% по объему. В помещениях для легковоспламеняющихся сухих грузов и в наливных отсеках для воспламеняющихся жидкостей II разряда допускается предельное содержание кислорода не более 10%. Температура газа, поступающего в охраняемое помещение, должна быть: для наливных отсеков — не более 40, а для сухогрузных трюмов — не более 50°С.