Оперативные планы пожаротушения
Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота требуется, чтобы на всех судах были составлены и отработаны оперативные планы пожаротушения.
Оперативный план пожаротушения—это документ, содержащий основные пожарно-технические данные об отдельных судовых помещениях, которые необходимы капитану как руководителю тушения пожара. При наличии этого документа сокращается время на изучение аварийных помещений в процессе тушения пожара, при этом больше внимания можно уделить разведке и обстановке самого пожара.
Оперативные планы пожаротушения должны быть составлены на сухогрузные трюмы, грузовые отсеки и помповые отделения наливных судов, машинное и котельное отделения, топливные цистерны, жилые и служебные помещения, фонарные, малярные, подшкиперские, а на пассажирских судах — на жилые помещения пассажиров и экипажа, расположенные между главными противопожарными зонами, т. е. на те судовые помещения, где могут возникнуть наиболее сложные в тактическом отношении пожары.
Оперативные планы пожаротушения являются программой действий капитана, в них предусматривается, что и как нужно делать аварийным партиям при тушении возникшего пожара, что должно быть использовано для этих целей, количество необходимых сил и средств для тушения наиболее сложного по обстановке варианта пожара.
При выборе исходных данных для оперативных планов следует учитывать величину требуемой интенсивности лодачи огнегаситель-ных веществ, линейную скорость распространения огня, величину зоны задымления, возможную величину зоны теплового воздействия, пределы огнестойкости судовых конструкций, время возможного вскипания или выброса нефтепродуктов из грузовых отсеков или топливных цистерн, действия аварийных партий в период локализации и ликвидации пожара.
При составлении оперативных планов пожаротушения на сухогрузных трюмах следует, например, учитывать, что возникший пожар нецелесообразно тушить водой, так как вода портит груз, к тому же ухудшается остойчивость судна. В оперативном плане надо предусмотреть тушение сухогрузных трюмов выеокократной пеной. Интенсивность подачи раствора пеногенератором выеокократной пены должна составлять 4 л/(мин-м2), расчетное время тушения должно быть 16 мин и запас пенообразователя должен быть трехкратным по отношению к расчетному. На основании этик исходных данных и делается расчет количества пенообразователя и числа пено!генераторов.
Если же на судне имеется система углекислошого тушения, количество углекислоты должно быть определено из необходимости заполнения 30% объема трюма, или 1 кг углекислоты на 0,56 мЗ объема трюм-а.
Если же судно оборудовано системой СЖБ, то при расчете исходят из нормы 215 г бромэтиловой жидкости на кубический метр объе.ма трюма.
В оперативном плане предусматривается, что, наряду с беспрерывной разведкой пожара (в том числе в прилегающих к аварийному трюмах или в машинно-котельном отделении), все время охлаждают водой грузовую палубу и соприкасающиеся переборки. Для этояпо следует учесть производительность и напор имеющихся пожарных насосов, от которых работают пенные установки и ручные водяные стволы.
В оперативном плане предусматривается, что в случае пуска объемных средств тушения и в целях предотвращения возможности повторного возгорания аварийный трюм можно вскрыть только при заходе, в ближайший порт. В плане также предусматривается, что с момента объявления судовой тревоги вентиляционная система- трюма перекрывается.
Таким образом, в случае возникновения пожара в сухогрузном трюме оперативный план пожаротушения облегчит капитану судна решение пожарно-так-тических задач, поскольку в плане эти вопросы предусмотрены и необходимые расчеты сделаны.
В оперативном плане должно быть учтено, что в машинно-котельном отделении при применении высокократной пены интенсивность подачи раствора должна быть не менее 6 л/(мин.м2), расчетное время тушения пожара — 15 мин, запас пенообразователя должен быть трехкратным по отношению к расчетному. В случае тушения машинно-котельного отделения углекислотой должно быть предусмотрено заполнение - углекислотой 40% объема помещения. Здесь также следует заранее определить, какие двери, люки и проемы должны быть закрыты до пуска объемных средств тушения, в каких случаях следует орошать водой -переборки и двери машинно-котельного отделения, как использовать туннель гребного вала для эвакуации людей из МКО.
В случае тушения пожара в грузовых отсеках наливного судна одновременность подачи воды должна быть 0,11, а на наружных надстройках 0,18 л (сек-м2). Исходя из этого, в оперативном плане подсчитывают, сколько водяных стволов должно быть подано одновременно.
В случае тушения пожара в грузовых отсеках наливного судна одновременно тушат и смежные танки с нефтепродуктами. В оперативном плане рассчитывается расход огнегасительных веществ, количество пожарной техники и людей. Так, для грузовых наливных отсеков при подаче высокократной пены переносными пеногенераторами интенсивность подачи раствора должна быть: для нефтепродуктов I разряда 6, а для нефтепродуктов II и III разрядов 4,5 л/мин-м2.
Расчетное время тушения 5 мин, а запас^пеноо(бразователя должен быть шестикратным по отношению к расчетному.
Оперативными планами предусматривается: закрытие противопожарных эон, люков, клинкетных дверей, иллюминаторов, проемов и отверстий; перекрытие вентиляционной системы помещений, куда должны быть направлены люди, чтобы проверить, нагреваются ли смежные переборки; определение условий, в которых неизбежен запуск аварийных пожарных насосов; включение аварийного освещения; организация разведки пожара и ряд других «важных вопросов.
Оперативные планы пожаротушения состоят из двух частей: текстовой и графической. Их наносят на лист ватмана длиной 30 и шириной 40 см, чтобы при сложении его вдвое размер плана составлял 30X20 см.
На первой странице пишут заголовок — наименование судового помещения. На второй странице дается краткое описание судового помещения с указанием имеющихся на судне стационарных и переносных средств тушения. На третьей наносят план и указывают прилегающие помещения, возможное направление эвакуации людей, приводят расстановку сил и средств. Четвертая страница предназначена для отметки о времени и количестве проведенных учений, а также для внесения дополнений и изменений.
Оперативные планы пожаротушения должны храниться в аварийной папке, которая находится в штурманской рубке.