Пожарная безопасность компрессоров сжатого воздуха
Опасность взрыва компрессора может возникнуть от ряда причин. При сжатии воздуха внутри цилиндра компрессора происходит значительное повышение температуры. Чем выше давление, тем выше температура. При повышении давления до 1 кгс/см2 температура повышается до 300°С, это приводит к снижению прочности металла и увеличивает опасность разрыва цилиндра.
Чем ниже качество масла, тем ниже температура его разложения и температура вспышки и, следовательно, тем опаснее оно в эксплуатации. Масло при высокой температуре, испаряясь, разлагается на углеводороды, которые взрывоопасны. Температура вспышки применяемых масел не должна быть менее 220—240°С.
Воздушный компрессор и охладители воздуха должны быть снабжены манометрами и предохранительными клапанами, отрегулированными на давление, не превышающее рабочее давление более чем на 10%. На шкалах манометров должны быть нанесены красным цветом максимально допустимые давления.
На стенках водяного пространства охладителей компрессоров должны быть установлены надлежащие предохранительные устройства на случай разрыва воздушных змеевиков или трубок. Применение для этой цели прорезиненного полотна не допускается.
Во избежание аварий необходимо, чтобы уход за компрессорной установкой был поручен только опытным механикам.
Перед пуском компрессора в ход следует проверить наличие воды в рубашке, смазки в цилиндре, исправность контрольно-измерительных и предохранительных устройств и наличие фильтра на всасывающей трубе.
Небезопасной в отношении взрыва частью компрессорной установки является воздушный аккумулятор (ресивер). В целях лучшего отделения масла, попадающего в воздух из компрессора, устанавливаются маслоотделители. Особенно важным является отделение масла, так как оседание его на стенках ресивера может привести к взрыву. Воздух в ресивер должен поступать снизу, а выходить в разводящий трубопровод — сверху.
Воздушный трубопровод, идущий от ресивера к разводящим шлангам, также может взрываться. При взрыве куски труб разлетаются на расстояние 30—40 м и могут пробить топливные цистерны. Причиной взрывов в трубопроводах сжатого воздуха является самовоспламенение нагаро-масляных отложений,
Сущность процесса заключается в следующем. Поступающее в цилиндры компрессора масло увлекается сжатым воздухом в нагнетательный трубопровод, где оседает в виде слоя масляных отложений, которые под воздействием кислорода, проходящего по трубам воздуха, окисляются. При установившемся режиме температура отложений немного выше температуры сжатого воздуха и выделяющееся при окислении тепло уносится воздухом. Увеличение толщины отложений, уменьшение скорости движения воздуха, повышение его температуры способствуют ускорению реакции окисления. Каталитическое воздействие на реакцию оказывают окислы железа.
Если количество теплоты, выделяющейся при реакции, больше количества теплоты, отдаваемой путем теплопроводности и конвекции, температура отложений быстро повышается и происходит их самовоспламенение. Выделяющаяся окись углерода при достаточной концентрации и наличии открытого пламени дает первоначальный взрыв. Вторичные и последующие взрывы происходят под действием ударной волны, которая, распространяясь с большой скоростью, срывает со стенок труб масляную пленку, испаряет и распыляет ее в виде тумана, создавая масло-воздушную смесь, которая взрывается от высокой температуры воздуха во фронте ударной волны.
Особое внимание надо уделять систематическим плановым промывкам нагнетательных магистралей от нагаро-масляных отложений. Каждая компрессорная установка с поршневыми компрессорами должна быть оборудована устройствами для промывки трубопроводов, концевых охладителей, клапанов и прочих деталей 5-процентным раствором каустической соды. Запрещается очищать трубопроводы в собранном виде способом выжигания.