Пожарная безопасность дизелей
Процесс работы двигателей внутреннего сгорания связан с использованием жидких горючих материалов, с высокими температурами и давлениями, поэтому ДВС представляют серьезную опасность в пожарном отношении.
Взрыв масляных паров в картере судового дизеля обычно приводит к тяжелым последствиям. Взрыв, как правило, сопровождается выбросом из картера пламени и горючих газов, что может привести к пожару в машинном отделении, несчастным случаям и выходу двигателя из строя. Взрывы происходят вследствие определенных недостатков, присущих дизелям. Во всех случаях физикохимические процессы, протекающие в двигателе, в результате которых создаются благоприятные условия для взрыва, одинаковы.
Масло, попадая на нагретые поверхности, начинает испаряться при температуре приблизительно 200°С, а при температуре 400°С испаряется полиостью, образуя бесцветные масляные пары, которые в соответствующей концентрации с воздухом уже являются взрывоопасными.
Взрывы могут произойти в нормально работающем двигателе, потому что испарение происходит постоянно и недопустимый перегрев какойлибо трущейся детали только увеличивает интенсивность этого процесса.
В настоящее время в связи с повышением напряженности работы двигателей вероятность взрывов возросла. Это подтверждается участившимися случаями взрывов в мировой практике эксплуатации двигателей.
В связи с этим картеры ДВС против каждого цилиндра снабжаются прочными предохранительными устройствами, предотвращающими разрушение двигателя при первичном и последующих взрывах паров масла. Площадь проходного сечения предохранительного устройства картеров двигателей должна быть не менее 120 см2 на каждый 1 м3 объема картера.
Двигатели, у которых имеются приборы, сигнализирующие о проявлении взрывоопасной смеси внутри картера, имеют устройство для выпуска углекислоты в картер.
На видных местах на каждом двигателе должны иметься надг писи, предупреждающие о недопустимости открывания люков горячего картера раньше чем через 10—20 мин после остановки двигателя. При открывании картера нельзя пользоваться открытым огнем.
С целью исключения аварий, связанных со взрывом паров масла, рекомендуются следующие профилактические меры:
- в соответствии с графиком ремонта проверять целостность донышек поршней;
- следить за нагарообразованием в продувочных и выпускных окнах и на поршнях рабочих цилиндров;
- вовремя обнаруживать предельный износ втулок и поршневых колец;
- систематически следить за легкостью хода предохранительных клапанов; легкость хода проверяют вручную путем отжима клапана.
Для смазки дизеля допускается применять масло, рекомендуемое заводомстроителем. Нельзя разжижать масло топливом.
Во избежание воспламенения и взрыва паров масла в ресивере особое внимание следует уделять регулировке дизеля. Не следует допускать перегрузки дизеля. При обнаружении перегрева деталей частоту вращения дизеля необходимо снизить. Если при этом температура остается высокой, дизель следует остановить.
Вблизи поста управления необходимо иметь не менее двух пенных огнетушителей.
По получении сигнала о повышении концентрации масляного тумана в картере двигателя обслуживающий персонал должен немедленно остановить двигатель и заполнить картер углекислым газом.
У двигателей, работающих на вязких сортах топлива, требующих подогрева, корпуса топливных насосов высокого давления должны иметь предохранительные клапаны, отрегулированные на давление, превышающее максимальное рабочее давление не более чем на 20%. Предохранительные клапаны должны иметь ограждение, предотвращающее попадание топлива на нагретые поверхности при срабатывании клапана.