Пожарная безопасность газовыпускных труб и дымоходов
Аварийные случаи, связанные с выбросом пламени из выпускных коллекторов и труб двигателя, связаны в первую очередь с нарушением правил его технической эксплуатации; чаще всего это:
- недостаточный контроль за топливной системой при различных, режимах работы двигателя;
- недостаточный контроль за системой охлаждения выпускного; коллектора;
(Нерегулярные профилактические осмотры и плохая чистка глушителей и других узлов газовыпуска.
Все это может привести к воспламенению топлива, масла, сажи, прогоранию выпускных труб, к взрывам и пожарам.
При нагарах, неплотностях и отсутствии изоляций на выпускных трубах газы либо нагревшиеся трубопроводы могут воспламенить горючие материалы. Поэтому на судне дымоходы и газовыпускные трубы двигателей размещаются не ближе 450 мм к цистернам жидкого топлива. Над газовыпускными трубами не допускается прокладывать трубопроводы топливной системы и устанавливать топливные цистерны.
Нагар представляет серьезную пожарную опасность. Накопившись в дымоходе, сажа может загореться, при этом из трубы вылетают пламя и искры. Котлы, трубы, дымоходы, выпускные коллекторы надо регулярно очищать путем продувания, промывания сажи и содержать всегда исправными. Продувание труб и дымоходов запрещается на танкерах при грузовых операциях, во время балластировки, дегазации и очистки танков после их разгрузки, а также во время операций с опасными грузами на прочих судах.
Для борьбы с искрами на наливных и сухогрузных судах, перевозящих взрыво- и пожароопасные грузы, дымоходы котлов и камбузных плит, а также газовыпускные трубопроводы главных и вспомогательных двигателей оборудуют искрогасителями.
Судовые искрогасители подразделяются на следующие группы: искрогасители мокрого типа, сухого типа, паровые искрогасители.
Действие искрогасителей мокрого типа основано на принципе улавливания искр при прохождении потока газов через водяную завесу (орошение) или при их соприкосновении с зеркалом водяной ванны (рис. 5). Искрогасители этого типа наиболее эффективны. К их недостаткам относятся: значительное уменьшение тяги и увеличение дымности; выбрасывание мокрой сажи; интенсивная коррозия деталей; скопление сажи.и ее загорание, а также засорение ею отверстий труб водяного орошения; отложение солей -внутри искрогасителя, в связи с чем необходимо систематически очищать его от накипи; необходимость постоянного наблюдения за подводом и отводом воды.
При установке искрогасителей мокрого типа должны предусматриваться меры против возможного попадания воды в двигатель при появлении теч.и в трубах котлов или при других неисправностях. Спускные трубы должны направляться в льяла машинного отделения и иметь гидравлические затворы.
Работа искрогасителей сухого типа основана на механическом способе очистки газов (рис. 6). Улавливание механических примесей и гашение искр происходит в камерах искрогасителей. Механические примеси и искры, находящиеся в газах, выпадают из газового потока вследствие резких изменений скорости и направления или под действием центробежной силы и сил тяжести. Выпавшие из потока газов твердые частички оседают в камерах искрогасителей. Искрогасители сухого типа более просты в эксплуатации, чем искрогасители мокрого типа; уход за ними сводится к периодическому удалению из камер осевших в них отложений.
Паровые искрогасители, т. е. искрогасители, у которых гашение искр происходит при прохождении газов через паровую завесу, надежны в работе и эффективны. Они просты по устройству (рис. 7).
Искрогасители любого типа должны иметь легкий доступ для профилактических осмотров, очистки и тому подобных работ, исключать возможность проникновения воды, используемой для создания водяной завесы, в котёл или дизель. Гидравлическое сопротивление искрогасителей не должно превышать разницы между допустимым противодавлением и сопротивлением газового тракта после котла или дизеля. Конструкция искрогасителей должна быть газоплотной, их наружные поверхности должны ивдеть теплоизоляцию. На случай возникновения пожара внутри искрогасителей сухого типа следует предусмотреть подвод свежего пара (рис. 8).
Скопление в газовыпускиых трубопроводах масла или иесгоревшего топлива может под влиянием горячих отходящих газов привести к воспламенению и взрыву. Имея это в виду, следует периодически открывать установленные в соответствующих местах газоотходящих систем спускные краны.
Во время каждой стоянки судна необходимо вскрывать выпускной трубопровод двигателя или дымоход котла, глушители, а также искрогасители и очищать их от отложений масла, топлива, сажи. В случае, когда невозможно удалять отложения и нагар механическим путем (проволочными ершами, скребкзмц и т. п.), необходимо гать йх, йсКуссГЁеМо вызывая воспламенение отложешй и принимая предварительно .меры противопожарной защиты.
Искрогасители на недегазированных судах должны находиться в действии на всех работающих выпускных и дымовых трубах постоянно; на сухогрузных судах, перевозящих опасные грузы, искрогасители вводятся в действие на период грузовых операций.
В случае пожара в дымовой трубе или по другим, причинам (например, при вылетании искр из дымовой трубы) судно, если это возможно, должно сменить курс так, чтобы искры не попадали на грузовую палубу.
Дымовые трубы нельзя продувать в порту: во время грузовых операций с опасным грузом; во время приема балласта, после выгрузки легкоиспаряющихся нефтепродуктов; при зачистных работах в танках; во время безветрия; при возможной опасности для судов, стоящих у соседних 'или противоположных причалов; при запрещении портовыми правилами. В море, если сажа не полностью удалена, трубы шельзя продувать: при перевозке груза; при приеме балласта и в недегазиро-валиые танки; при зачистных работах в татках.