Ремонт судов в доке
Перед постановкой судна в ремонт необходимо провести ряд подготовительных противопожарных мероприятий:
- полностью очистить трюмы, фонарные, малярные и другие кладовые от легкогорючих грузов и материалов;
- освободить от нефтепродуктов междудонные отсеки, цистерны, топливные танки, зачистить их от остатков груза, топлива, мусора и грязи и (произвести полную дегазацию всех емкостей и трубопроводов;
- очистить и дегазировать льяла, пики и деки под плитами .машинно-котельного отделения;
- удалить из помещений, подлежащих ремонту, инвентарь, съемное оборудование и разное имущество, а также ракеты, фальшфейеры, кинопленки и другие легковоспламеняющиеся материалы;
- удалить масло и топливо, очистить и протереть механизмы, подлежащие ремонту;
- продуть и освободить от масла и топлива все трубопроводы, подлежащие ремонту.
Как исключение, на судне для работы камбуза и аварийного двигателя может быть оставлено жидкое и твердое топливо. В этом случае места расположения топливных цистерн должны быть обведены масляной краской по палубе и по наружному борту. Линии выносятся за габарит топливных емкостей на 2 м в каждую сторону. На емкостях с топливом должна быть сделана надпись «Огнеопасно».
Если в отсеке, где расположены топливные и масляные емкости, никаких работ с применением огня и сварочных работ проводиться не будет, эти емкости могут не дегазироваться, но запрессовываться водой. В отдельных случаях емкости с топливом могут быть заполнены инертными газами.
Производство огневых работ на судне допускается только после тщательной подготовки (дегазация, удаление ржавчины). Производить огневые работы на судах, стоящих у нефтеналивных причалов и в непосредственной близости к ним, запрещается.
Постановка судна в ремонт к причалу сухогрузного порта разрешается в том случае, если на этом причале нет огнеопасных и горючих грузов.
Постановка судов в ремонт у причалов судоремонтного завода производится с разрешения капитана порта '(завода) или диспетчера завода ;по согласованию с пожарной охраной и при соблюдении следующих правил:
- суда могут быть ошвартованы к причалу завода бортом либо кормой, следующие суда устанавливаются к ним лагом с таким расчетом, чтобы в общей линии (группе) было не более трех судов;
- разрыв между группами судов, т. е. от носа судов одной группы до кормы судов другой, должен быть не менее 10 м;
- при расстановке в линию разрыв между бортами двух соседних судов должен быть не менее 3 м, а при наличии на одном из них строительных лесов — не менее 5 м (считая от лесов);
- если необходимо установить в одну линию пассажирские суда, то между ними для создания большего разрыва следует ставить металлические суда, не имеющие больших жилых надстроек, или увеличивать разрыв до 10—15 м;
- крупные пассажирские суда, начиная с шестой группы, устанавливают отдельно от остальных на расстоянии не менее 20 м;
- буксирные суда устанавливают с разрывом 2 м;
- танкеры с горючими жидкими грузами или недегазированные после слива нефтепродуктов должны устанавливаться на расстоянии не ближе 100 м друг к другу или к другим судам и береговым сооружениям.
Дегазированные суда наливного флота устанавливают у причалов завода (порта) в соответствии с общими правилами.
При постановке судов в плавучий док разрыв между ними должен быть не менее 1 м. От лесов ремонтируемого судна, выполненных из сгораемого материала, до лесов или борта стоящего рядом судна должен быть разрыв 3 м.
Каждая линия судов должна иметь хорошо укрепленные трапы и сходни с берега на первое судно, а все суда в линии — трапы и сходни с одного судна на другое шириной не менее 1,5 м с поручнями. На последнем судне линии должен быть наготове еще один запасной трап. Такими же сходнями и трапами обеспечиваются суда, стоящие в доках и на эллингах.
Все судовые помещения (трюмы, каюты, кубрики, машинно-котельные отделения, камбузы), где не проводятся ремонтные работы, должны быть закрыты на замки. Если в том или ином помещении производятся огневые работы, смежные с ними помещения должны быть открытыми для возможности наблюдения за ними.
Курить на ремонтируемых судах можно только в определенных местах или помещениях.
Старший помощник капитана совместно с администрацией судоподъемного сооружения составляет утверждаемый капитаном общий план обеспечения пожаробезопасное и борьбы с пожаром -судна на .период его стоянки в доке. Запас противопожарного имущества пополняется до полного комплекта.
Районы, где во время ремонта нарушена водонепроницаемость корпуса, должны находиться под особым наблюдением вахтенной службы судна. При этом для восстановления водонепроницаемости на период ремонтных работ должны быть заранее изготовлены временные приспособления (пробки, заглушки). Дейдвудные трубы при выемке гребных валов должны заделываться деревянными заглушками с паклей. Ежедневно по окончании работ вахтенная служба судна обязана убедиться в том, что на открытые забортные отверстия поставлены заглушки, что на судне нет открытого огня (непотушенных горнов, тлеющих головней и углей). Обнаруженные нарушения должны быть немедленно устранены.
Магистраль водопожариой системы судна должна быть подключена к пожарной магистрали судоподъемного сооружения не менее чем в двух местах, а участки подключения ограждены во избежание повреждения.
Мусор, обтирочные материалы и другие отходы должны убираться с судна после окончания работы в специально отведенные для них места на берегу.
При стоянке судна на судоподъемном сооружении членам экипажа запрещается пользоваться открытым огнем на судне и в доке без ведома его администрации.
Перед заполнением дока (спуском судна на воду) должны быть подготовлены к немедленному использованию противопожарное имущество и судовые стационарные пожарные системы.
На судне, вступающем в эксплуатацию или выходящем из большого ремонта, обращают особое внимание па обеспечение пожаро-безопасности и подготовленность экипажа к борьбе с пожарами. До размещения на судне экипажа капитан судна с участием представителей судостроительного или судоремонтного предприятия лично проверяет обеспеченность противопожарным имуществом, его исправность и готовность к действию. Размещение экипажа на судне, не обеспеченном противопожарным имуществом, запрещается.
При приеме судна от судостроительного или судоремонтного предприятия капитан судна обязан в кратчайший срок организовать занятия, тренировки и учения по подготовке экипажа к борьбе с пожарами. До выхода в первый рейс составляется и утверждается капитаном судна расписание по борьбе с пожаром.
В период заводских и швартовных испытаний ответственность за пожаробезопасность судна несет судостроительное или судоремонтное предприятие. В случае возникновения пожара капитан судна обязан возглавить борьбу с пожаром до прибытия представителя завода, несущего ответственность за пожаробезопасность судна.
В период ходовых, заводских и государственных испытаний обеспечивает пожаробезопасность и .борьбу с пожарами на судне его экипаж совместно с заводской сдаточной командой под руководством сдаточного капитана.
Ответственность за пожаробезопасность судна при большом и восстановительном ремонте несет администрация судоремонтного предприятия. Ответственность за обеспечение пожаробезопасности судна при других категориях ремонта несет капитан судна. Организация борьбы с пожарами остается такой же, как при нахождении судна в эксплуатации. Однако в случае необходимости должны быть использованы силы и средства,борьбы с пожарами, имеющиеся на судоремонтном предприятии.
При всех категориях ремонта снятые для ремонта участки трубопроводов водопожарной системы должны 'быть заменены временным трубопроводом или соединительными шлангами диаметром не менее, чем диаметр трубопровода водопожарной магистрали.
Во время ремонта вахтенная служба судна обязана следить за тем, чтобы рабочие судоремонтного предприятия соблюдали правила пожарной безопасности.
При ремонте судов.всех категорий капитан требует от администрации предприятия, производящего ремонт судна, принятия соответствующих мер в случаях:
- нарушения обусловленной очередности ремонта технических средств борьбы за живучесть судна;
- неисправности или отсутствия положенного противопожарного имущества;
- засоренности судна взрывоопасными и легковоспламеняющимися отходами;
- отсутствия ограждений мест огневых работ, загромождения помещений и проходов;
- возможности возникновения пожара.