Использование синтетических материалов
Применение полимерных материалов на судах без учета их возгораемости и токсичности приводит к пожарам с тяжелыми последствиями.
Недостатком пластмасс является их горючесть. Термопластичные пластмассы при горении плавятся, интенсивно горят с образованием горючих капель. Пористые материалы, даже негорючие, соприкасаясь с расплавленными пластмассами, пропитываются ими подобно фитилю в керосиновой лампе или свече.
Большинство полимерных материалов при температуре 300—400°С разлагается с дымообразованием. Многие пластмассы токсичны. Некоторые полимерные материалы накапливают статическое электричество.
Наклеивать отделочные материалы с применением мастик или клеев, содержащих летучие растворители, необходимо днем. Дело в том, что в составе клеев и мастик содержится 30—40% растворителей, а в среднем на 1 м2 поверхности основания расходуется 200—500 г мастики или клея. Следовательно, с 1 м2 поверхности основания испаряется 60—200 г растворителей.
Для искусственного освещения помещений надо при таких работах применять переносные электролампы во взрывобезопасиом исполнении. Не только в помещениях, где наносят мастику или клей на пол и обмазывают ими линолеум или плитки, но и в смежных помещениях нс разрешается применять электронагревательные приборы и осуществлять сварочные работы. Участки, где производятся работы с применением мастики или клея, должны быть снабжены предупредительными аншлагами: «Не курить!», «Огнеопасно!».
Наносить мастику или клей на основание и отделочный материал надо по очереди в одном из помещений судна. Двери помещения должны быть постоянно открыты.
На рабочем месте легковоспламеняющиеся материалы должны находиться в металлической таре с плотно закрывающимися крышками в количестве, не превышающем сменной потребности.
Применять паяльные лампы и другие источники открытого огня для подогрева пластмассовых плиток в помещении, где их наклеивают, категорически запрещается. Допускается подогрев плитки струей теплого воздуха.
При склейке стеклопластиковых листов нельзя смешивать или одновременно вливать в полиэфирный полимер гипериз и нафтенат кобальта, смесь которых взрывается. Приготавливать клеевую смесь надо так. В полиэфирный полимер вливают гипериз, затем полученную смесь тщательно перемешивают, и после получения однородной массы добавляют нафтенат кобальта.
Синтетические материалы, способные накапливать заряды статического электричества, нельзя применять во взрывоопасных судовых помещениях. Рекомендуются временные средства для подавления статических зарядов: увлажнение помещений до 60—70% относительной влажности; смазывание участков электризующихся поверхностей глицерином.
Лица, занятые отделочными работами, должны пройти инструктаж по безопасным способам работы с легковоспламеняющимися отделочными материалами (мастикой, клеем) и о соблюдении при работе с ними мер пожарной безопасности.
Пластмассовые трубы в настоящее время широко применяются в судоремонте. Установлено, что трубы из поливинилхлорида не способствуют распространению огня; горение наблюдается только в зоне действия источника огня. Хлорсодержащие газы, образующиеся при горении, тормозят развитие пламени и локализуют горение.
Полиэтиленовые трубы при соприкосновении с пламенем воспламеняются, расплавленный горящий материал стекает каплями и может поджечь другие сгораемые материалы. Трубы, по которым протекает вода, горят на участке, где воздействует пламя, в горизонтальном и вертикальном направлении горение не распространяется. При перекрытии водяного потока такая труба сразу же разрывается с деформацией на всем участке, где на нее воздействует пламя. Опасения, что при пожаре в одном помещении огонь может быть перенесен горящими трубами в другое, расположенное выше, не подтверждаются практикой. Учитывая пожарную опасность и токсичность продуктов горения пластмассовых труб, прокладывать их необходимо только в шахтах, закрытых несгораемыми конструкциями.
Противопожарными нормами рекомендуется применение следующих отделочных материалов:
- для покрытия внутренних палуб на всех судах — линолеум по-ливинилхлоридный безосновиый ТТН (трудновоспламепяемый); нитролииолеум ИЛ (трудновоспламепяемый);
- для покрытия только наружных участков палуб — линолеум глифталевый УФ (сгораемый); линолеум поливинилхлоридный на тканевой основе (сгораемый);
- для покрытия наружных и внутренних палуб па всех судах — мастики «Нева-ЗУ» (трудносгораемая), «609» (трудносгораемая), ПМ-2 (трудновоспламеняемая), «Вермикулитобетои», «Керамзито-бетон» (несгораемые), «Повацэт» (трудновоспламеняемая); мастика нескользящая. НМ-1 (трудновоспламеняемая);
- для открытых палуб из алюминиевых сплавов — мастика ПМ-2 (сгораемая);
- для заливки изоляции, облицовки и отделки судовых помещений, за исключением подволока коридоров, — слоистый пластик ТУН (трудновоспламепяемый); югославский слоистый пластик «Меланит» (трудновоспламеняемый); стеклопластик листовой ЛТС-0 (трудносгораемый); кожа искусственная тропикоустойчи-вая А и Б (трудновоспламеняемая); повинол авиационный (трудно-воспламеняемый), винипласт ударопрочный листовой (трудновоспламеняемый); листы из алюминиево-магниевых сплавов1 АМГ-5и АМГ-6 (несгораемые).
Для изготовления портьер, занавесей, штор, для обивки мебели и для прочих деталей декоративного оформления допускается применять:
- ткани, требующие периодической (после каждой стирки) огнестойкой пропитки, — гобелен с вискозной штапельной пряжей и фабричной огнестойкой пропиткой ОП артикул 1377 (трудновос-пламеняемый); ткань мебельная хлопчатобумажная с фабричной огнестойкой пропиткой ОП артикул 5350 (трудновоспламеняемая); ткань «Молодежная» хлопчатобумажная с фабричной огнестойкой пропиткой ОП артикул 5337;
- ткани, не требующие огнестойкой пропитки после стирки до износа, — декоративные ткани из стекловолокна ТСД-2, ТСД-5, ТСД-8 и ТСД-10 (несгораемые); ткань «Рогожка» из волокна ацет-хлорина с лавсаном артикул 22472а (трудновоспламеняемая).
Для наклеивания изоляционных и отделочных материалов допускается применять клей НДС, пленка которого является трудно-, воспламеняемой, клей «Целалит», пленка которого несгораемая, клей ПВА-П с трудновоспламеняемой пленкой.
Для шпаклевки теплоизоляции и приклеивания тканых материалов к ней рекомендуются клеи НИР и ЭИР с трудновоспламеняе^ мой пленкой. Приклеивать керамические пленки следует составами НКП и ЗК'П, имеющими трудновоспламеняемый слой.
Для ремонта судовых механизмов и устройств допускается применять: термореактивный прессовочный материал АГ-4 марок С и В (трудновоспламеняемый); стеклопластик СТЭР-1-30 (трудно-воспламеняемый); стеклопластик на основе смолы НПС-609-22М; стеклопластик АСТТ (б)-С2-0 (трудновоспламеняемый); полиэтилен марок ВД и НД (сгораемые); капрон марок Б и В (сгораемые)- Однако данные материалы не должны применяться для изготовления и ремонта деталей судовых механизмов, устройств, систем, разрушение которых при пожаре может привести к выходу из строя системы пожаротушения или других механизмов, устройств и оборудования, жизненно важных для судна.