Тушение пожаров в жилых, служебных помещениях и на открытых палубах
Особенности развития пожара в жилых и служебных помещениях:
- вероятность распространения пламени через переборки, пустоты в переборках, в местах прокладки труб отопления и кабелей, через иллюминаторы и двери по коридору;
- сильное задымление помещения, возможное образование окиси углерода;
- возможность распространения пламени по системе вентиляции или кондиционирования воздуха, а также по трапам и шахтам лифтов;
- наличие значительного количества сгораемых материалов, которые могут способствовать интесивному процессу горения с высокой температурой.
В процессе разведки пожара следует выяснить:
- есть ли угроза жизни людей и что необходимо предпринять для их эвакуации и спасания;
- каков характер горения и каковы возможные пути распространения пламени через пустотелые переборки, систему вентиляции, отверстия;
- какие грузы или материалы находятся в смежных помещениях;
- имеется ли угроза задымления смежных и расположенных выше помещений;
- кетли угрозы распространения дыма и пламени на путях спасания людей.
При обнаружении интенсивного пламени в каюте необходимо в первую очередь плотно закрыть дверь каюты и иллюминатор. К двери каюты нужно проложить рукав от ближайшего рожка. Открывать дверь можно лишь при наличии воды в рукаве и стволе. Это не даст возможности пламени вырваться в коридор и смежные помещения.
Если для проникновения в каюту ствольщику необходимо взломать дверь, то в первую очередь выбивают нижнюю филенку. Это удобно для работы ствольщика, кроме того, это предотвратит проникновение продуктов горения в коридор. В каюту можно попасть и через иллюминатор. Тушить пожар в каюте лучше всего распыленной струей. В первую очередь орошают подволок, так как степень его нагрева наибольшая. В отдельных случаях для тушения пожара в каюте достаточно использовать два-три огнетушителя, приводя их в действие поочередно. Вентиляцию во время пожара нужно отключить, а заслонки на воздуховодах закрыть.
Если пламя распространяется внутри переборки, необходимо вскрыть переборку выше места горения и ввести ствол сверху, чтобы предупредить распространение огня через переборку и подволок на вышележащую палубу. Кроме того, для тушения пожара внутри переборки может быть применен углекислотный огнетушитель.
Во избежание поражения электротоком электрическая сеть и установки в районе пожара должны быть отключены. Так как переборки между каютами сделаны, как правило, из сгораемых материалов, нужно следить за нагревае-мостью их в смежных помещениях и при необходимости охлаждать.
Если в горящем помещении имеется металлическая переборка, покрытая в смежном помещении сгораемой обшивкой, то при угрозе распространения пожара последнюю необходимо снять и установить наблюдение за переборкой. То же нужно сделать в помещениях, расположенных ниже и выше горящего.^ Едли увеличивается угроза распространения пламени в смежные помещения или по коридорам, необходимо применить водяные стволы. При угрозе распространения огня по коридорам водяные струи подают в первую очередь со стороны выхода, расположенного ближе к месту пожара, так как именно в эту сторону наиболее вероятно распространение пламени и дыма.
Если пламя не удалось удержать в одной-двух каютах, следует перекрыть противопожарные двери на путях возможного распространения огня, а к месту горения подать максимальное количество водяных струй.
Первоочередной задачей в этих случаях после вывода пассажиров является ограничение распространения пламени из одной секции и последующее наступление на огонь путем введения стволов внутрь секции.
При пожаре в надстройке парализуется управление судном, пути эвакуации людей из большинства помещений, как правило, бывают отрезаны. Пожар распространяется с большой скоростью. Путем отступления с палуб может быть лишь спуск на воду шлюпок. При пожаре в надстройке очень часто раскаленные газы и пламя распространяются через дверные проемы и коридоры, и в то же время эти коридоры и двери являются единственными подходами к очагу пожара.
Сложность планировки, незначительные объемы проходов и помещений затрудняют действия аварийных партий, ч+о приводит к увеличению времени проведения тех или иных операций, к снижению маневренности стволов, а следовательно, к увеличению числа людей, участвующих в тушении.
Основным средством ликвидации горения в надстройке является вода, но в практике имели случаи эффективного тушения обычной или высокократной воздушно-механической пеной.
При возникновении пожара в надстройке, наряду с тушением пожара, следует немедленно на всякий случай приспустить спасательные шлюпки, так как очень часто в этих случаях шлюпки оказывались охваченными огнем.
Тушение пожара на наружных палубах, даже занятых грузами, легче, чш в других судовых помещениях. В данном случае для ликвидации пожара используются огнетушители или пожарные рукава от палубных пожарных рожков. Горящий груз следует быстро разобрать.
Руководителю пожаротушения в этих случаях надлежит немедленно направить матросов в нижерасположенные трюмы или помещения для их проверки. |
В настоящее время для отделки кают широко применяются пластмассы. Необходимо помнить, что горение пластмасс сопровождается выделением газо- и парообразных продуктов распада, которые более или менее токсичны: окиси углерода, углекислого газа, хлористого водорода, аммиака и др. Неполное горение или тление могут дать ядовитые вещества: фосген, цианистый водород.
Тушить пластмассы необходимо в кислородных изолирующих противогазах. Руководитель тушения должен принять меры для удаления дыма из помещений дымососами или путем проветривания. Если в момент пожара в помещении находились люди, им необходимо оказать медицинскую помощь.
Большинство пластмасс обладает водоотталкивающими свойствами, а существенным недостатком воды как огнегасительного средства является ее плохая смачивающая способность, что приводит к увеличению времени тушения и излишнему расходу воды. Поэтому при тушении пластмасс надо широко применять смачиватели, пену.