Защитные костюмы и ручной противопожарный инвентарь
Комплект снаряжения для пожарных состоит из: защитной одежды из материала с водостойкой поверхностью, способного защитить кожу от теплоты, излучаемой при пожаре, от ожогов и ошпаривания; ботинок и перчаток из резины; жесткого шлема; дыхательного аппарата; переносного аккумуляторного фонаря взрывобезопасной конструкции, рассчитанного на горение в течение не менее 3 ч; пожарного топора с ручкой.
Дыхательный аппарат состоит из дымового шлема или маски в комплекте с воздушным насосом и воздушным рукавом. Длина рукава должна, быть достаточной для того, чтобы пожарный мог добраться в любое место грузовых, трюмов или машинных помещений через люк или дверь; при этом длина воздушного шланга типа ПШ-2 не должна превышать 36 м. Если в комплект снаряжения входит автономный дыхательный аппарат (типа КИП-7, КИП-8, акваланга, ИП-46), он должен действовать в течение не менее 45 мин. Для каждого дыхательного аппарата должен быть гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной примерно 30 м. Трос должен прикрепляться непосредственно к аппарату или к отдельному поясу с помощью крючка-защелки так, чтобы было невозможно отсоединение аппарата при работе с предохранительным тросом.
Для защиты членов аварийных партий от высокой температуры во время тушения пожара предназначаются металлизированные костюмы. Костюм должен храниться в развернутом состоянии вместе с комплектом снаряжения для пожарных. Изломы краски на ткани постоянно восстанавливают сереб-рином на термостойкой основе. При пользовании костюмом его застегивают на все застежки.
Термостойкие костюмы имеют марку ТСК. Они выполнены из нескольких слоев специально обработанных тканей: два верхних слоя — огнестойкая кирза; третий — шинельное сукно; четвертый— огнестойкая хлопчатобумажная вата, проложенная между двумя слоями огнестойкой марли; пятый, внутренний слой — сатин. Костюм состоит из комбинезона, бот, рукавиц, шлема и принадлежностей: предохранительного троса с карабином и воздухо-подающело шланга, защищенного огнестойким чехлом (рис. 31).
Воздух для дыхания подается работающему в костюме по воз-духоподающему шлангу. Для-этого шланг пропускается под настрочку на комбинезоне и выходит под шлем приблизительно на уровне подбородка. Шланг выводится за пределы помещения, в котором находится работающий. Воздух можно подавать трехцилиндровой водолазной помпой от судовой сети сжатого воздуха или от баллона со сжатым воздухом. В последнем случае используется редуктор, который понижает давление воздуха до 1,5— 2,0 кгс/ем2.
Защитные свойства верхних слоев костюма зависят от качества пропитки, поэтому мочить костюм в воде, стирать и полоскать запрещается. Намоченные во время работы костюмы следует сушить не отжимая. Чистить костюмы разрешается только волосяными щетками. Одновременно с чисткой осматривают детали костюма. Поврежденные наружные слои костюма немедленно ремонтируют.
Разорванные места зашивают стычным швом и покрывают пленкой клея так, чтобы пленка была больше площади повреждения на 1—1,5 см по всем сторонам. После этого по форме пленки клея вырезают заплатку из кир'зы и накладывают на поврежденное место. На вырезанную заплатку ставят нагретый утюг. Через 3—4 мин пленка клея расплавляется и приклеивает заплатку. Если повреждение ткани произошло от воздействия пламени, поврежденные куски надо вырезать. Если поврежден второй слой кирзы, надо сначала отремонтировать его, а затем — наружный слой. Вместо вырезанных участков вшивают заплаты, причем внутренние слой ткани могут быть отремонтированы без клея. Наружные заплаты по краям приклеиваются так же, как указано выше.
Небольшие заплаты (до 20 см2) можно не пришивать, а наклеивать на ткань, не вырезая поврежденных мест. Для этого намазывают место наложения заплаты клеем и, после того как он загустеет, приклеивают заплату. Костюм и его детали прошивают простыми непропитаиными нитками. Костюмы с большими повреждениями наружного слоя ткани (свыше 0,75 м2) не ремонтируют, а списывают. При осмотре костюмов надо обращать особое внимание на состояние пряжек, хлястиков, пуговиц, заменяя негодные и изношенные детали.
Один раз в месяц все имеющиеся на судне термостойкие костюмы проверяют, просушивают и после устранения замеченных недостатков укладывают в места хранения.
Спасательный пояс (ширина 75 мм) изготовляется из прочного материала и имеет вделанное в него металлическое кольцо для крепления троса при помощи карабина. Спасательные пояса бывают трех размеров по длине (большой размер — 1200 мм, средний — 1050 мм, малый — 900 мм). .
Пояс периодически подвергают наружному осмотру и испытанию. Наружный осмотр пояса производится еженедельно и после каждого применения его на пожаре или учении. Особое внимание обращают на надежность крепления пряжек, запряжников и ремней для застегивания, полуколец для карабина и накладок, крепящих полукольца. В случае неисправности или отсутствия одной из указанных деталей поясом пользоваться нельзя. Для предупреждения коррозии карабин после работы насухо вытирают и слегка смазывают. Раз в год он подвергается испытанию.
Предохранительные тросы изготовляются из гибких стальных тросов и имеют длину не менее 30 м. Тросы имеют на обоих концах коуши и должны выдерживать нагрузку не менее 500 кгс. Предохранительные тросы применяют для спасания и самоспасания, а также для подъема, и спуска пожарного инструмента. Для хранения трос должен быть смотан без колышек па деревянный челнок и помещен в брезентовый чехол. Предохранительный трос подвергается осмотру (в три месяца раз) и испытанию (раз в год). После того как тросом пользовались на пожарах или при учениях, его осматривают, обращая особое внимание на чистоту троса, состояние смазки, исправность сум^и и коушей. При обнаружении оборванных нитей трос заменяют.
Асбестовые рукавицы имеют краги для защиты рук от брызг горящего топлива или искр. Асбестовые рукавицы с крагами изготовлены из прочной асбестовой ткани на подкладке из парусины. Ладонь рукавиц усилена, а швы заделаны кожей или тканью, пропитанной огнезащитным составом. Рукавицы должны быть спарены зашейной лямкой и содержаться в чистоте и исправности.
Ручные взрывобезопасные фонари дают возможность работать в опасной в отношении взрыва газовой среде. Продолжительность горения фонаря без перезарядки составляет не менее 3 ч. Каждый фонарь должен быть снабжен заводской инструкцией. На фонаре должны быть опломбированы сургучом гайки, крепящие фланец воздушной полости и крышки. Все фонари, поступающие для эксплуатации на судно, сдаются старшему электромеханику по приемо-сдаточному акту с указанием номеров фонарей.
По окончании работ чистой ветошью с загрязненных мест фонарей удаляют грязь и налет нефтепродуктов. Во избежание разливания электролитд фонари должны постоянно находиться в рабочем (вертикальном) положении и хранятся в сухом помещении при нормальной температуре.
Фонари подготавливают к эксплуатации в специально выделенных местах в соответствии с заводской инструкцией. После этого лицо, ответственное за проведение проверки, пломбирует сургучом крышку аккумуляторной полости в двух диаметрально противоположных гнездах.
В случае обнаружения неисправности фонарь немедленно должен быть возвращен лицу, выдавшему его. Запрещается снимать или заменять регулировочные шайбы, создающие гарантийный зазор.
В комплект пожарного инструмента входит один пожарный топор и один пожарный лом. Топорища изготовляют из дерева твердых пород. На поверхности топоров не должно быть трещин, заусенцев, глубоких раковин, окалины или ржавчины. При ударе о мягкую сталь они не должны затупляться, зазубриваться и выкрашиваться. Испытание изоляции топорища произвбдится переменным током частотой 50 Гц и напряжением 2000 В при статическом дожде в течение 15 мин. При этом не должно наблюдаться пробивания -изоляции топорища. Испытания должны проводиться один раз в год независимо от того, был топор в работе или нет. Раз в квартал Проводится наружный осмотр топора; при обнаружении трещин и изломов изоляции топор .снимается со снабжения пожарного матроса.
Металлические ящики с песком или с пропитанными содой сухими древесными опилками, обеспеченные лопатами или совками, должны быть готовыми для немедленного использования их по назначению. Ящики с песком оборудуются водонепроницаемыми крышками и устройством для удержания крышки в открытом положении. Песок в ящиках должен быть сухим, чистым, без комков и мусора.
Покрывала для тушения пламени должны помещаться в специальных футлярах или в шкафчиках с легко открывающимися дверцами, расположенных в доступных местах охраняемых помещений.
Для тушения малых очагов пожара на судне должны иметься специальные покрывала. Эти покрывала хранятся в сложенном виде. Периодически их нужно проветривать и очищать от пыли. Покрывала должны быть всегда сухими.
Топоры, ломы, багры, ведра и другой ручной пожарный инвентарь размещается в легкодоступных местах. На каждом судне должно находиться два 'малых топора и один большой, два легких пожарных лома и один металлический багор длиной 2 м.
Пожарные ведра снабжаются пеньковыми темляками такой длины, чтобы можно было брать воду за бортом. Каждое ведро должно быть окрашено в красный цвет и иметь надпись «Пожарное». Размещают ведра на открытых палубах и надстройках в деревянных гнездах.
Степень пригодности инструмента определяется наружным осмотром один раз в квартал, а также после работы на пожарах и учений. Один раз в неделю инструмент нужно очищать от грязи и пыли и слегка обтирать .масляной тряпкой. Инструмент снимают с вооружения для ремонта при наличии внешних повреждений (погнутости, трещины, надлома), а также'при слабом креплении отдельных частей инструмента (черенков лопат и т. п.). Один раз в год соединения деревянных частей с металлическими необходимо красить олифой. Пожарный инструмент должен быть окрашен: рабочая часть — в черный цвет, остальные части — в красный.
На судах валовой вместимостью 1000 per. т и более предусматривается наличие переходных соединений международного образ-* ца для обеспечения водопитания судна от постоянного источника— с берега, из дока или от другого судна.
Переходное соединение имеет наружный диаметр фланца 178 мм, внутренний — 64 мм; диаметр окружности, на которой расположены центры отверстий для болтов, равен 132 мм. Отверстие состоит из четырех открытых прорезов до наружной окружности фланца шириной 19 мм, находящихся на равном расстояний друг от друга. Толщина фланца не менее 14,6 мм. Диаметр болтов 16 мм, длина 50 мм, количество их 4. Переходное соединение с одной стороны имеет фланец с гладкой поверхностью указанных размеров, а с другой — соединительную головку быстросмыкающегося типа, по размерам и конструкции соответствующую соединительной арматуре судовых пожарных рукавов и стволов. Переходное соединение, прокладка и болты изготовляются из материала, выдерживающего давление 10,5 «гс/см2.
Переходное соединение в комплекте с прокладкой, болтами, шайбами и ключами должно храниться на :всех судах в одном месте — в крайнем пожарном шкафчике вместе со шлангом и стволом, размещенным на нижней открытой палубе. Краны судна и переходные соединения должны быть окрашены в красный цвет; металлические части, .не имеющие окраски, — смазаны. Раз в шесть месяцев следует производить наружный осмотр соединения. На наружной дверце ящика, кроме обычного указателя «ПР», должна быть сделана надпись на русском и английском языках: «Между-народное соединение».