DataLife Engine 9.2 > Пожарная безопасность на судне > Пожарная безопасность топливных систем
Пожарная безопасность топливных систем26-11-2011, 19:22. Разместил: Admin |
Пожарная безопасность топливных систем Наиболее частыми причинами пожара являются утечки топлива, которые происходят вследствие: повреждения указателя уровня с плоскими стеклами; неисправности измерительного поплавкового устройства переливных и воздушных труб; повреждения или нарушения плотности соединений труб и арматуры как следствие недоброкачественного монтажа, действия вибрации, механических ударов. Разлив горючей жидкости из расходной цистерны при пожарах и по другим причинам способствует развитию горения, создает сложные условия для тушения. Цистерны с топливом в МКО пожароопасны, поскольку находятся в зоне потоков горючего воздуха. На судах неограниченного района плавания для двигателей и котлоб должно использоваться топливо с температурой вспышки не ниже 60°С, а для аварийных дизельгенераторов допускается применять топливо с температурой вспышки не ниже 43°С. Применение топлива с температурой вспышки паров ниже 60°С, но не ниже 43°С, допускается на судах ограниченного района плавания, но при условии, что температура воздуха в помещении, где хранится или используется топливо, будет на 10°С ниже температуры вспьппки паров топлива. Размещение топливных и масляных цистерн над трапами, выходами из помещений, жилыми помещениями, над двигателями, турбинами, глушителями, выпускными трубами, паровыми котлами, паропроводами и дымоходами, электрическими машинами, и аппаратами, а также над постами управления главных двигателей не допускается. Временной мерой пожаробезопасности служит требование, чтобы цистерны, расположенные в шахтах МКО, имели устройство для их быстрого опорожнения в цистерны междудонного пространства или в переливные цистерны. Клапаны для опорожнения, кроме местного управления, должны иметь приводы, расположенные в легкодоступном месте вне машинных помещений. Диаметры спускных трубопроводов должны быть достаточными для опорожнения цистерн в течение не более 6 мин. Каждая масляная и топливная цистерны оборудуются воздушными трубами. Из топливных цистерн и цистерн циркуляционной смазки воздушные трубы выводятся на верхние открытые палубы. Воздушные трубы из вкладных цистерн основного запаса и отработавшего масла, не имеющих систем для подогрева, могут выводиться в машиннокотельные помещения; при этом должна быть исключена возможность попадания масла на электрическое оборудование и на нагретые поверхности в случаях переполнения цистерн. Выходные концы воздушных труб из топливных и масляных цистерн выводят в такие места, где выходящие пары не могут воспламениться. На выходных концах этих труб устанавливают пламепрерывающие сетки, которые должны быть всегда исправными. Переливная труба из цистерн выводится в специальную переливную цистерну. Использовать переливную цистерну для сбора утечек топлива из поддонов не разрешается. Устанавливать запорную арматуру на переливной трубе запрещается. Переливная цистерна оборудуется устройством, сигнализирующим о ее переполнении. Площадь сечения переливной трубы должна быть не меньше площади сечения наполнительного трубопровода цистерны. Вкладные цистерны, насосы, фильтры и другие устройства, из которых возможна утечка топлива, оборудуются поддонами со сточными трубами или спускными пробками. Поддоны должны со, держаться постоянно опорожненными. У встроенных и вкладных, цистерн больших габаритов допускается установка местных поддонов только под арматурой. Установка запорных устройств на сточных трубах не допускается. Топливо из поддонов должно опускаться в сточную цистерну,, оборудованную воздушной и измерительной трубками. Необходимо предусматривать устройства, исключающие пере*» лив топлива через открытые концы сточных труб при их переполз нении, например предупредительную сигнализацию уровня.. Короткие измерительные трубы от цистерн, расположенных ж междудонном пространстве машинных и котельных отделений, $ туннелях гребных валов и помещениях рефрижераторных машин, должны быть достаточно удалены от паровых котлов, газовыпускных труб, электрических машин и нагретых поверхностей. На концах коротких измерительных труб топливных и масляных цистерн основного запаса устанавливают самозакрывающиеся устройства. На цистернах с топливом, не требующим подогрева, в качестве указателей уровня должны применяться приборы с плоскими мерными стеклами, снабженные самозакрывающимися клапанами, устанавливаемыми непосредственно на цистернах. На цистернах с топливом, требующим подогрева, применять указатели уровня топлива со стеклами не разрешается. Подогревать топливо в цистернах, сообщающихся с атмосферой, допускается до температуры на 15°С ниже температуры вспышки паров топлива. Указатели уровня поплавкового типа в цистернах, оборудованных системой подогрева, должны иметь отметки допустимого низшего уровня топлива. Для контроля температуры подогрева топлива в необходимых местах устанавливаются термометры и пожарные извещатели, отрегулированные на подачу сигнала о взрывной опасности при достижении температуры на 15° ниже температуры вспышки дизельного топлива. Отключать указанные пожарные извещатели воспрещается. Прокладывать трубопроводы топливной системы над двигателями, турбинами, глушителями, пускными трубами, над паровыми котлами, паропроводами, дымоходами, а также над электрическими машинами и электроаппаратурой не разрешается. Топливные трубопроводы от расходных цистерн к топливным насосам и от топливных насосов к форсункам нужно держать под постоянным наблюдением; необходимо следить за давлением топлива после топливоподкачивающего насоса, а также за тем, чтобы в приемный трубопровод топливных насосов не попадал воздух через неплотности в соединениях трубопроводов и фильтров. Утечки топлива должны немедленно устраняться. Топливные и топливоперекачивающие насосы, а также насосы сепараторов должны иметь средства остановки извне помещений, в которых они расположены. Посты остановки топливных, масляных насосов, сепараторов, дистанционных перекрытий подачи топлива из цистерн, расположенных вне МКО, должны быть закреплены (для закрытия) за определенным личным составом на случай пожара в МКО. Такое закрепление предусматривается в оперативном плане пожаротушения • в МКО. Цистерны со всех сторон, кроме наружного борта, защищаются коффердамами, которые в эксплуатационных условиях заполняют водой полностью. Не разрешается прокладывать, через коффердам электрические кабели и устанавливать в нем электрическое оборудование. Воздушные трубы из коффердама и топливных цистерн должны быть выведены на высоту не менее 2,5 м над самой верхней, открытой палубой корпуса, надстройки или рубки и снабжены пламепрерывающими сетками. Топливопроводы от топливных цистерн до раздаточной станции должны быть проложены в отдельной стальной газонепроницаемой шахте. Стенки шахты должны быть выполнены как конструкции класса А60, но, если шахта постоянно заполнена водой, могут не иметь изоляции. При необходимости нахождения на судне в качестве судовых запасов более 250 кг легковоспламеняющегося топлива, например для вертолетов, устраиваются специальные хранилища. Такие хранилища топлива с температурой вспышки 43°С и ниже размещают внутри основного корпуса судна ниже ватерлинии и ближе к оконечностям судна. Станция раздачи топлива для вертолетов располагается на открытой палубе. Помещения станции ограждены переборками и палубами, выполненными огнезащитными конструкциями класса А60; двери делают стальными, без изоляции. Палубу станции покрывают несгораемыми и трудиосгораемыми материалами, не впитывающими топливо. Освещается станция светильником взрывобезопасиого исполнения. Расходные цистерны топлива, установленные па станции, снабжены измерительными устройствами я и воздушными трубами, выведенными за пределы станции выше ее подволока и имеющими пламепрерывающие сетки. Под цистернами устанавливаются поддоны. Тара для разлива топлива должна быть изготовлена из материала, исключающего искрообразование. Жидкое топливо на судно принимают через постоянный трубопровод, снабженный необходимой арматурой и подающий топливо во все цистерны основного запаса. Места приема топлива располагаются в отдельных металлических выгородках. Трубопровод наполнения топлива должен доводиться до днища* цистерны. Наличие на судне большого количества трубопроводов, тран] спортирующих различные вещества, в том числе и опасные в пожарном отношении, затрудняет ориентацию в них. Поэтому трубопроводы должны иметь отличительную окраску. Отличительные знаки наносят на трубопроводы у палуб, платформ, переборок, фланцев механизмов, аппаратов, цистерн, клапанов, клинкетов, кранов, коробок, а также в местах пересечения груб. На прямых участках трубопроводов отличительные знаки наносят на расстоянии не более 6 м друг от друга. В зависимости от транспортируемого вещества всем трубопроводам присвоены отличительные знаки. Цвет отличительных знаков, наносимых на трубопроводы, приведен в табл. 3. Перед началом приема на судно запасов топлива надо выполнить следующие требования:
При приеме и перекачке топлива должны быть приняты меры, исключающие возможность выбрасывания его через измерительные и воздушные трубы и .попадания на горячие поверхности, особенно в машиннокотельных отделениях. При появлении течи в шлангах необходимо прекратить погрузку (выгрузку) нефтепродуктов, устранить появившуюся течь и этим предотвратить возможность разлива нефтепродуктов и перелива их за борт. Пролитое на палубу топливо надо немедленно удалить, палубу протереть паклей или ветошью, а помещения хорошо провентилировать; использованную паклю и ветошь немедленно удалить с судна. Бункеровка судов топливом запрещается: при одновременной погрузке (выгрузке) огнеопасных грузов; при производстве огне* вых работ на судне либо на причале; во время грозы. Вернуться назад |