Ремонт танкеров
Сварочные работы на танкере должны производиться только в специально оборудованном помещении — в сварочной мастерской. Выполнение сварочных работ вне сварочной мастерской запрещено. Сварочные работы во время грузовых операций и при дегазации танков запрещаются. Работы в сварочной мастерской могут выполняться только при условии безопасной концентрации паров нефтепродуктов в ее помещении.
Для своевременного обнаружения возможных взрывоопасных и токсически опасных концентраций паров нефтепродуктов необходимо брать анализ воздуха в помещении сварочной мастерской перед началом работ и через каждые 15 мин в процессе сварки. При этом предельно допустимые концентрации паров нефтепродуктов в воздухе должны быть не выше 0,3 мг/л.
Сварочные работы в сварочной мастерской разрешаются при положении стрелки газоанализатора «Нуль», учитывая погрешность прибора, что соответствует санитарной норме 0,3 мг/л. При выполнении сварочных работ запрещается входить в помещение сварочной мастерской и выходить из него. Запрещается производить свар.ку и нагрев аппаратов и коммуникаций, заполненных горючими и токсическими веществами, а также находящихся под давлением негорючих жидкостей, газов, паров и воздуха.
Сварочные работы сварщик должен производить совместно со вспомогательным рабочим. После окончания сварочных работ необходимо отсоединить токоведущие кабели от сварочного агрегата, убедиться в отсутствии тлеющих материалов, убрать с еста работы и закрепить на штатных местах сварочную аппаратуру и оборудование.
Старший (главный) механик совместно со старшим помощником капитана обязан тщательно проверить и на месте убедиться, что после окончания работ все противопожарные правила выполнены, и сделать об этом запись в журнале.
После проверки помещение сварочной мастерской должно бытьзакрыто на замок, опечатано и Сдано вахтенной службе в присутствии старшего (главного) механика.
Сварочное оборудование и материалы должны храниться в специально оборудованном помещении, имеющем противопожарную изоляцию, средства пожаротушения и надежную приточновытяжпую вентиляцию. В местах производства электросварочных работ не разрешается устанавливать газовые баллоны и хранить шланги к газовым горелкам.
Помещение, выделенное для оборудования сварочной мастерской, должно отвечать требованиям, предъявляемым к помещениям III категории.
Сварочная мастерская располагается в кормовой части судна. Размещать ее в носовой части судна, в машиннокотелыюм отделении, а также смежно с жилыми, бытовыми, служебными помещениями, шкиперскими и другими кладовыми инвентаря не разрешается. Помещение должно иметь выход на открытую палубу, отгорожено от смежных помещений огнестойкими переборками класса А60 и оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, искусственной приточповытяжной вентиляцией, обеспечивающей не менее 35 обменов воздуха в час; электроосветительная арматура должна быть во "взрывобезопасиом исполнении, включение и выключение осветительных приборов должно быть вынесено за пределы помещения мастерской.
Для защиты корпуса судна от протекания по нему сварочного тока для обеспечения пожарной безопасности сварочная мастерская изолируется негорючим диэлектриком, причем изолируется палуба, переборки и подволок.
В помещении сварочной мастерской на видном месте вывешивают инструкцию по пожарной безопасности, схему сварочной установки, четыре огнетушителя марки ЮПМ, 'четыре огнетушителя марки ОУ8, два газоанализатора ИВК1; огнетушители устанавливают как внутри помещения, так и у входа.
Сварочный агрегат располагается в выгородке, изолированной от помещения сварочной мастерской. В сварочной же мастерской размещается щит управления сварочным агрегатом, на который выносится автоматическое постоянно действующее устройство, сигнализирующее о понижении сопротивления изоляции сварочной машины. Кроме того, предусмотрено устройство, препятствующее включению источника сварочного тока при повреждении изоляции сварочной цепи. Входная дверь блокируется таким образом, что включение источника сварочного тока возможно при открытой входной двери. Пускатель источника сварочного тока и вентиляция сблокированы так, что включение производится последовательно: вначале включается вентиляция помещения, а затем — источник сварочного тока.
Для изоляции контура сварочного тока один сварочный кабель от сварочного агрегата подается непосредственно на изделие, изолированное от корпуса судна, другой соединен с электрододержателем.
При необходимости выполнения огневых работ на танкерах вне сварочной мастерской такие работы могут производиться только при условии удаления из всех судовых .помещений I и II категории остатков нефтепродуктов, ржавчины, пропитанной ими, тщательной зачистки и дегазации.