Хранение баллонов с газами
Несоблюдение правил пожарной безопасности при газовой сварке и резке может привести к взрыву кислородных либо ацетиленовых баллонов; к пожару от загорания .шлангов и брызг расплавленного металла и шлака.
Газообразный кислород хранят и транспортируют в стальных стандартных баллонах. Баллон состоит из цилиндрического корпуса с выпуклым днищем, верхней сферической частью с горловиной и кольцом; в горловину ввинчивают вентиль с правой резьбой. Для придания баллону устойчивости на нижнюю часть корпуса надевают башмак. На горловину баллона напрессовано кольцо с резьбой, па которую навинчивается защитный колпак. На рис. 11 дан образец клеймения баллош.
Наиболее распространены баллоны емкостью 40 л, имеющие диаметр корпуса 219 мм, высоту 1390 мм и толщину стенки 8 мм. Масса баллона 67 кг. Такой баллон при давлении 150 кгс/см2 вмещает 6000 л (40X150), или 6 м3 кислорода.
Баллоны следует хранить вертикально, предохраняя от ударов и нагревания.
Ацетилен при давлении свыше 2 кгс/см2 становится взрывчатым, и для безопасности транспортирования и хранения его используют баллоны, наполненные пористой массой (активированным углем). Ацетилен теряет свои взрывчатые свойства, находясь в мелких порах массы и будучи залит ацетоном. В 1 л ацетона при нормальном давлении и температуре растворяется 23 л ацетилена; с повышением давления растворимость ацетилена увеличивается почти прямо пропорционально давлению.
Кислородные и ацетиленовые баллоны могут храниться на судне как в специально оборудованном закрытом помещении, так и на открытой палубе. Места хранения баллонов на открытой палубе должны быть оборудованы стойками с гнездами, хомутами или другими устройствами,- обеспечивающими надежное крепление баллонов, а в случае необходимости — их быстрое освобождение, а также ограждены сеткой. Для защиты баллонов от прямого попадания на них солнечных лучей должны быть установлены солнечные защитные козырьки, окрашенные в белый цвет. На ограждениях площадки должны иметься надписи: «Взрывоопасно!», «Не курить!»
Помещение для хранения баллонов нужно располагать в удалении от жилых, бытовых и служебных помещений, а также от помещений, где установлено важное для жизнедеятельности судна оборудование или хранятся легковоспламеняющиеся вещества и топливо.
Помещение должно 'быть выполнено конструкциями класса А, оборудовано системой пожаротушения и эффективной вытяжной вентиляцией с огнепреградительными сетками. Вход в эти помещения должен быть предусмотрен непосредственно с открытой палубы; дверь должна открываться наружу. На дверях помещений должна иметься надпись красным по белому или светло-желтому фону «Взрывоопасно!». Дверь закрывается на замок (ключ хранится у старшего механика).
Освещение помещений, в которых хранятся баллоны, должно осуществляться через иллюминатор из смежного помещения или с помощью переносных аккумуляторных фонарей взрывобезопасного исполнения. Запрещается крепить баллоны на переборках жилых помещений (при хранении их на открытой палубе).
Совместное хранение ацетиленовых и кислородных баллонов в одном помещении либо в одном месте не разрешается. Необходимо следить, чтобы температура в помещении для хранения баллонов и температура нагрева баллонов не превышала 35°С.
При хранении и во время работы баллоны должны быть укреплены в вертикальном положении хомутом либо цепью. Перевозить баллоны необходимо на специальных тележках, оборудованных подкладками. Производить сварочные работы разрешается не ближе чем в 10 м к месту размещения баллонов.
Крепление редуктора к вентилю баллона должно быть плотным и надежным. Открывать вентиль нужно плавно, так как при резком открывании возможно его воспламенение.
Каждый баллон до поступления на судно должен быть проверен на отсутствие пропусков при закрытом вентиле, а также при открытом вентиле и установленном редукторе. Запрещается пользоваться редуктором с неисправной резьбой в накидной гайке и неисправным манометром или манометром с просроченным сроком проверки. Перед присоединением редуктора к баллону должна быть произведена продувка кратковременным открыванием вентиля. Сварщик, открывающий вентиль, должен находиться в стороне от струи газа.
Основными неисправностями в работе редукторов являются: пропуск газа, самотек, воспламенение и выгорание частей кислородного редуктора, замерзание кислородного редуктора.
Пропуск газа вызывается неплотностями в соединениях деталей редуктора. Они могут быть под накидной гайкой штуцера (у ацетиленовых редукторов — в месте соединения их с вентилем баллона), под штуцерами манометров, в корпусах манометров и крышках редукторов. Особенно опасна утечка горючего газа, образующего взрывоопасную смесь с окружающим воздухом. Неплотности выявляют посредством смазывания мест соединения мыльной водой (в местах утечки газа образуются пузырьки).
Самотек — это произвольное поступление газа из камеры высокого давления в камеру низкого давления при отсутствии расхода газа. В случае самотека при расходе газа рабочее давление не поддерживается на одном уровне. Главными причинами самотека являются: попадание под клапан металлических частиц, песчинок; поломка или усадка запорных пружин; выгорание эбонитового уплотнения; разрыв мембраны. Отсутствие самотека проверяют, смачивая мыльной водой выходной штуцер при ослабленной нажимной пружине.
Воспламенение и выгорание отдельных частей редуктора (эбонитового уплотнения клапана, мембраны, прокладок) может произойти при резком открывании вентиля кислородного баллона. При этом давление в камере высокого давления резко увеличивается, что может привести к повышению температуры до 800—900°С.
Возможность замерзания редуктора повышается с увеличением расхода кислорода, особенно при (большом перепаде давления.
В случае замерзания закрывают вентиль баллона и отогревают редуктор горячей водой. Отогревать редуктор открытым пламенем категорически запрещается, так как это может привести к воспламенению редуктора и взрыву баллона.
При работе вентиль баллона должен быть открыт не более чем на пол-оборота. Во время перерывов в работе вентили баллонов должны быть закрыты, а нажимные винты «редукторов должны быть ослаблены.
Шланги должны эксплуатироваться в соответствии с их назначением и предельным давлением, указанным в 'заводском паспорте. Места присоединения шлангов сварщики должны тщательно проверять на непроницаемость как перед началом работы, так и во время работы. Дефектными шлангами пользоваться нельзя. При ремонте шланга поврежденное место должно быть вырезано и для соединения вставлен ниппель.
Нельзя допускать попадания на кислородные баллоны и кислородные шланги растительных, животных и минеральных масел, ибо это может привести к взрыву.
Запрещается: продувать ацетиленовый шланг кислородом и кислородный шланг — ацетиленом, а также взаимозаменять шланги, прокладывать их вблизи источников тепла; пользоваться шлангами, длина которых менее 10 и более 40 од; подтягивать гайку редуктора при открытом вентиле редуктора.