DataLife Engine 9.2 > Пожарная безопасность на судне > Пожарная безопасность вентиляционных систем

Пожарная безопасность вентиляционных систем


11-11-2011, 11:11. Разместил: Admin

Пожарная безопасность вентиляционных систем

Все судовые помещения оборудованы вентиляционными системами. Вентиляционные системы судовых помещений выполнены с механическим и естественным побуждением.

Естественная вентиляция в большинстве случаев менее опасна в пожарном отношении. Однако во время пожаров выходящие наружу вентиляционные отверстия, служащие для притока свежего воздуха, могут усиливать воздушные течения и этим способствовать развитию процесса горения.

Искусственная приточная вентиляция во время пожара может подавать значительное количество свежего воздуха, увеличивающего силу горения. Кроме того, при наличии широко разветвленной , сети приточной вентиляции огонь -по вентиляционным каналам может проникать в другие помещения.

Огнеопасность искусственной вытяжной вентиляции заключается еще в том, что в случае воспламенения отсасываемых газов, паров и пыли возникшее в воздуховоде или в самом вентиляторе пламя вследствие сильной тяги быстро распространяется по воздуховодам.

В вытяжных воздуховодах могут также загораться и отлагающиеся в них тяжелые частицы пыли и смолистые вещества. При этом металлические вентиляционные воздуховоды накаляются, вызывая загорание расположенных рядом с ними предметов.

Источниками воспламенения в вентиляционной системе могут быть:

  • неисправность установленного в вентиляционных камерах электрооборудования;
  • образование искр при ударе лопастей вентиляционного ротора о кожух и при попадании твердых частичек в вентиляционные каналы;
  • взаимодействие различных химических веществ, удаляемых вентиляционным потоком; самовозгорание пыли;
  • прохождение по вентиляционным каналам горячего воздуха и дыма.

Вентиляторы, обслуживающие машинные и грузовые помещения, имеют средства для их отключения из мест, расположенных вне этих помещений.

Помещения для перевозки и хранения материалов, выделяющих воспламеняющиеся, взрывоопасные или ядовитые пары, имеют независимую вытяжную вентиляцию и устройства для закрытия каналов с открытой палубы.

На электровентиляторах и наружных вентиляционных головках устанавливаются планки с названием вентилируемого помещения.

Система вентиляции помещений пассажирских судов имеет свои особенности.

Вентиляторы и вентиляционные каналы расположены в пределах той главной вертикальной противопожарной зоны, для обслуживания помещений которой они предназначены.

Вся искусственная вентиляция, в том числе вентиляция постов управления, за исключением вентиляции машинных и грузовых помещений, оборудована двумя расположенными как можно дальше друг от друга централизованными постами управления для возможности одновременной остановки всех вентиляторов и любого поста.

Искусственная вентиляция машинных помещений оборудована двумя централизованными постами управления, один из которых располагается вне машинных помещений.

Посты управления, расположенные ниже палубы вне машинных отделений, имеют автономную вентиляцию от двух различных средств снабжения воздухом; подводы воздуха к этим двум средст-

Ёам расположены так, чтобы свести до минимума опасность бдйо-временного проникновения дыма через оба подвода. Приняты все практически возможные меры для того, чтобы в случае пожара в этих постах поддерживалась вентиляция, а имеющиеся в них приборы и механизмы оставались доступными и могли действовать.

Прокладка вентиляционных каналов через водонепроницаемые переборки ниже палубы переборок не допускается. Вентиляционные каналы, проходящие через главные огнестойкие переборки, имеют устанавливаемые непосредственно на переборках заслонки, снабженные местными приводами, действующими с обеих сторон переборки. Места установки заслонок и приводы управления ими должны быть легкодоступными и окрашены в красный цвет. Должны быть предусмотрены устройства, показывающие, открыта заслонка или закрыта. Если заслонка устанавливается не на переборке, то вентиляционный канал на участке от переборки до заслонки должен быть выполнен из материала такого же класса огнестойкости, как и сама переборка.

Вентиляционные каналы, предназначенные для удаления взры-во- и пожароопасных паров и газов, должны быть газонепроницаемыми. Предусмотрены устройства для закрытия наружных магистральных каналов приточной и вытяжной вентиляции, в том числе каналов вентиляции машинных и грузовых помещений.

Вертикальные вентиляционные каналы, проходящие между палубами, в которых предусмотрены противопожарные закрытия отверстий (выгородки трапов и т. п.), оборудованы стальными палубными стаканами и стальными заслонками, закрываемыми извне помещения, вентиляцию которого обеспечивает перекрываемый канал.

Приемные отверстия системы вентиляции помещений на наливных судах расположены в такой части судна, где вероятность попадания в них паров нефтепродуктов сведена до минимума. Все вентиляционные каналы, выходящие на открытые палубы из помещений, опасных в пожарном отношении, снабжены двойными пла-мепрерывающими сетками.

Комингсы съемных приточных и вытяжных вентиляционных головок естественной вентиляции снабжены крышками или другими непроницаемыми закрытиями.

Насосные отделения танков оборудованы независимой искусственной вентиляцией, имеющей следующие особенности.

Крылатки, подвижные и трущиеся детали вентиляторов, а также задвижки вентиляционных каналов изготовляются из материалов, исключающих возможность новообразования. Наружные отверстия вентиляционных каналов насосных помещений танкеров снабжены пламезадерживающей аппаратурой.

Приемные отверстия вытяжных каналов располагаются в нижней зоне опасных помещений и в местах наиболее вероятного скопления паров жидких грузов. Отверстия приточных каналов располагаются в наивысших местах помещения. Выходные отверстия вытяжных каналов отстоят не менее чем на 2 м от любого отверстия, идущего внутрь судна к местам, в которых может содержаться источник воспламенения паров нефтепродуктов.

Приемные отверстия приточной вентиляции отстоят от палубы грузовых отсеков на расстоянии не менее 2,4 м и от любых отверстий грузовых отсеков и открытых выводов газоотводных труб — на расстоянии не менее 5 м.

Если вентиляционная система насосного отделения используется для вентиляции грузового трубопровода и через него — грузовых отсеков, то в местах присоединения вентиляционного канала к грузовому трубопроводу должна быть установлена двойная запорная арматура.

В процессе эксплуатации судовых вентиляционных установок особое внимание надо обращать на очистку воздуховодов от горючих отложений и на обеспечение безыскровой работы вентиляторов.

Положение пожарных заслонок и действие их приводов необходимо проверять при каждой учебной пожарной тревоге. .

В соответствии с установленным порядком задраивания устройств судовой вентиляции по тревогам на них укрепляют стационарные отличительные планки или накрашивают знаки маркировки. Отнесение запорных устройств судовой вентиляции к той или иной группе маркировки на судах, находящихся в эксплуатации, определяется перечнем судовладельца (для серийных судов) или приказом по судну.

Наружные закрытия устройств судовой вентиляции, имеющиеч маркировку X, Б и Т, отдраиваются во время общесудовой химической тревоги, в случае необходимости — только по разрешению ГКП, а закрытия, имеющие маркировку С-1 и С-2, — по разрешению старшего механика.


Вернуться назад
Бесплатный Jz web - Позитивный портал Скачать музыку
x