DataLife Engine 9.2 > Пожарная безопасность на судне > Защита эвакуационных путей и спасательных шлюпок
Защита эвакуационных путей и спасательных шлюпок19-11-2011, 19:50. Разместил: Admin |
Защита эвакуационных путей и спасательных шлюпок Вынужденная эвакуация пассажиров и членов экипажа предпринимается в тех случаях, когда в связи с пожаром необходимо покинуть одно или несколько его аварийных помещений, а в отдельных случаях и судно. Процесс эвакуации на судне делится на три этапа:
Особенно ответственным является первый I этап эвакуации. Очень важно, чтобы этот этап был завершен в короткий срок — за 1,5 мин, а второй — за 2—3 мин. При эвакуации из машинно-котельных помещений судов продолжительность первого этапа не должна превышать 1 мин. Успешность эвакуации с судна зависит от быстроты выхода пассажиров и членов экипажа из жилых, служебных и производственных помещений к шлюпочной палубе. При этом большое значение имеет количество трапов, их размещение, а также устройство и планировка коридоров, проходов и дверей. Внутренние межпалубиые трапы изготавливаются из стали или другого равноценного ей по огнестойкости материала. Трапы, соединяющие три палубы и более, кроме трапов грузовых и машинных помещений, обычно ограждаются шахтами, имеющими двери, изготовленные из материала такого же класса огнестойкости. На пассажирских судах все помещения для экипажа имеют внутренние проходы и выходы на открытую палубу, изолированные от пассажирских помещений. Ширина коридоров и свободных проходов перед.каютами в целях обеспечения нормальной эвакуации должна быть следующей: магистральных — не менее 0,9 м, боковых и местных — 0,8. На всех судах валовой вместимостью 4 ООО per- т и более переборки коридоров жилых помещений выполняются из конструкций класса А-0, В-30, Б-15. Проходы в общественных помещениях имеют следующую ширину: в кинозалах — не менее 1,1 м, в вестибюле — 1,4 м. На пассажирских судах магистральные проходы вдоль машинно-котельных шахт имеют ширину не менее 1,2 м. На всех судах не допускается устройство тупиковых коридоров длиной более 10 м. Выходы из коридоров через другие помещения (кроме вестибюлей), в качестве эвакуационных не рассматриваются. Общие эвакуационные пути из помещений судов имеют выход непосредственно на открытую палубу через двери, открывающиеся наружу. Каютные двери имеют устройство для их открывания только внутрь каюты, а двери общественных помещений открываются наружу. Эти два условия исключают создание искусственных пробок при движении эвакуирующихся по коридорам. Каютные двери имеют в нижней части выбивные филенки размером 0,4X0,5 м, которые в случае заклинивания дверей выбивают наружу и образуют лазы — аварийные выходы из кают. В пассажирских каютах на выбивных филенкам с внутренней стороны имеются надписи: «Аварийный выход — выбить в аварийном случае». Аварийными выходами из помещений надстроек могут быть створчатые иллюминаторы, которые имеют ширину (или диаметр в свету) не менее 400 мм. Иллюминаторы, через которые может производиться эвакуация, должны выходить на палубу; выбивные филенки в этом случае в дверях не устраивают. На путях эвакуации из жилых и служебных помещений не должно быть дверей раздвижного типа. Из машинно-котельных отделений и помещений, где расположены электрораспределительные щиты или главные электрические генераторы, а также туннелей, гребного вала имеются два выхода, максимально удаленных друг от друга. На пассажирских судах от каждого водонепроницаемого отсека ниже палубы переборок и из каждой главной противопожарной зоны имеется не менее двух выходов. Эти выходы защищены огнестойкими шахтами. Лифты и подъемники в качестве эвакуационных путей не рассматриваются. Защита трапов на пассажирских судах и грузовых судах со знаком Р выполнена следующим образом. Трапы на пассажирских судах от нижней жилой палубы и, по крайней мере, до того уровня, откуда имеется прямой выход на открытую палубу, Заключены в шахты из конструкции типа А-60, а выше — в шахты из конструкций типа А-15. На грузовых судах со знаком Р трапы заключены в шахты из конструкций типа А-15, если они являются смежными с жилыми, служебными машинными, грузовыми, производственными помещениями, хранилищами топлива, и в шахты из -конструкций типа А-0 — в остальных случаях. Трап, соединяющий только две палубы, не заключают в шахту, если вырез в палубе над трапом выгорождеи либо в верхнем, либо в нижнем междупалубном пространстве переборками и дверьми соответствующего типа огнестойкости. В общественном помещении трапы могут быть установлены открыто, если они целиком расположены внутри этого помещения. Выгородки трапов непосредственно сообщаются с коридорами и имеют достаточную площадь с учетом числа людей, пользующихся трапом во время ав'арии. В выгородках трапов не допускается устраивать кладовые для хозяйственного инвентаря. Двери и другие закрытия отверстий в шахтах и выгородках выполняют из конструкций того же типа огнеопасности, что и сама шахта или выгородка. Двери в выгородках и шахтах трапов должны иметь устройство для автоматического закрывания. Загромождение эвакуационных путей и выходов, а также создание условий, исключающих возможность пользования при необходимости эвакуационными путями и выходами, является грубейшим нарушением правил пожарной безопасности. Ковровые дорожки, как в проходах, так и на трапах должны быть закреплены. Двери на путях эвакуации не должны закрываться на ключевые замки; во всяком случае они должны в любое время открываться изнутри помещений. Для лучшей ориентировки пассажиров на судне целесообразно коридоры, проходы и вестибюли каждой палубы окрашивать в свой цвет. Знаком в виде квадрата со сплошной зеленой окраской обозначаются аварийные выходы (знак наносится на дверях аварийных выходов), а аварийные трапы окрашиваются в зеленый цвет. Спасательные средства и предметы снабжения спасательных средств и устройства надежны при использовании в диапазоне температур окружающей среды от 30 до 66°С . ч Вместимость спасательных шлюпок двух бортов позволяет эвакуировать с пассажирского судна всех пассажиров и экипаж, а на сухогрузных судах спасательные шлюпки одного любого борта могут принять весь экипаж судна. Спасательные шлюпки в своем снабжении имеют предметы, дредставляющие пожарную опасность, например зажигающиеся на ветру спички, фонарь с масляной горючей жидкостью, сосуд с 4,5 кг растительного масла или жира, четыре ракеты и две дымовые шашки. Моторные спасательные шлюпки не менее опасны из-за наличия жидкого топлива. Для хранения топлива на шлюпке должны быть съемные цистерны. Трубопроводы топлива и смазки должны быть надежно защищены от механических повреждений и иметь • легко доступный запорный клапан непосредственно у цистерны. Выпускной трубопровод должен иметь надежную изоляцию, исключающую возможность воспламенения горючих жидкостей. Моторные спасательные шлюпки должны быть снабжены по крайней мере одним переносным пенным или другого типа огнетушителем, расположенным в легкодоступном месте. Спасательные шлюпки для наливных судов защищают людей от огая, дыма и вцсокой температуры как во время спуска их на воду в зоне огня, так и при прохождении этой зоны. Спасательные шлюпки выдерживают воздействие пламени с температурой 1200°С не менее 10 мин. Во время прохождения шлюпкой зоны огня на воде температура воздуха внутри шлюпки на уровне голов людей в течение 5 мин не должна превышать 60°С Спасательные шлюпки наливных судов обладают скоростью не менее 6 узлов. Они оборудованы системой сжатого воздуха, обес-, печивающей безопасность людей и бесперебойную работу двигателя в течение не менее 10 мин. Пассажиры и экипаж оставляют гибнущее судно только па специальному приказанию капитана. По шлюпочной тревоге экипаж занимает места в спасательных шлюпках согласно расписанию, При спасении людей во время бедствия капитан обязан обеспечить в первую очередь посадку в шлюпки и на плоты детей, женщин и больных. В тихую погоду при угрозе гибели судна целесообразно шлюпки с пассажирами спустить на воду заранее. Вернуться назад |