DataLife Engine 9.2 > Пожарная безопасность на судне > Тушение пожаров в судовых помещениях. Тушение пожаров в трюмах сухогрузных и рефрижераторных судов.

Тушение пожаров в судовых помещениях. Тушение пожаров в трюмах сухогрузных и рефрижераторных судов.


30-12-2011, 21:15. Разместил: Admin

Тушение пожаров в судовых помещениях. Тушение пожаров в трюмах сухогрузных и рефрижераторных судов.

Наиболее распространенным видом пожаров на судах являются пожары в трюмах. Тушение трюмных пожаров — трудоемкий и сравнительно длительный процесс. Часто при таком роде пожара густой дым и высокая температура создают ложное представление об опасности и размерах пожара. Поспешность в выборе метода борьбы с огнем может послужить причиной затопления трюма или всего судна.

Во время разведки пожара необходимо выяснить: не остались ли люди в горящем помещении; какой груз находится в трюме и каковы его свойства; где место горения; каковы возможные пути распространения пламени; как проникнуть к очагу горения и какие меры принять для ограничения распространения пламени.

Основную трудность в борьбе с трюмными пожарами представляет обнаружение места горения и проникновение к нему. Если невозможно проникнуть к очагу пожара, место горения надо попытаться определить косвенным путем.

Например, если трюмы имеют вентиляционные каналы телескопического типа, то уровень палубы, на котором происходит горение, можно определить с помощью сухого шланга или линя, который опускают в раструб вентилятора. По наиболее закопченной части вытащенного через некоторое время линя или шланга определяют место горения. Если дым выходит из люка в полном сечении его, это означает, что имеется доступ воздуха к очагу помимо люка. Место горения можно определить также по изменению окраски борта, переборок, по степени их нагретости, по температуре газов, выходящих из разных вентиляционных раструбов, а в рефрижераторных трюмах — из температурных трубок.

При тушении пожаров в трюмах следует учитывать образующиеся во время горения воздушные потоки, что может облегчить экипажу ликвидацию огня.

Так, при ограниченном пространстве в трюме над очагом поднимаются нагретый воздух и продукты горения, а от наиболее удаленных от очага участков идет поток свежего воздуха через различные проемы. .Подобные явления наблюдаются при выходе продуктов горения через вентиляторы и люки грузовых трюмов, свежий воздух поступает через* люк грузового трюма навстречу. То же происходит, если открыть водонепроницаемую дверь из смежного помещения в трюм. При этом продукты горения выходят через люк грузового трюма, а поток свежего воздуха поступает через дверь. Следовательно, ствольщиков можно направить в трюм по нисходящему воздушному потоку через грузовой люк или через дверь смежного помещения.

Следует иметь в виду, что при подъеме из трюма по скоб-трапу матрос, попав на свежий воздух, может потерять сознание и упасть. Поэтому все идущие в трюм должны иметь изолирующие дыхательные аппараты и страхующие концы.

Если в трюм невозможно проникнуть по трапам и через проемы, следует спускаться в него через люки и по скоб-трапам. Спуск в трюм во всех случаях'должен осуществляться с обеспечением страховки под защитой распыленных струй.

Когда же по тем или иным причинам указанными способами проникнуть к зоне горения невозможно, тушение ' необходимо вести с палубы через проемы люков или же через отверстия в переборках, палубах, корпусе «судна, проделанные для ввода стволов.

Хороший результат при тушении пожара с палуб дает применение стволов с винтовыми, сферическими или даже обычными распылителями, опускаемых на тросах, в люки до уровня пожара грузовыми стрелами или лебедками.

При тушении пожаров в трюмах необходимо иметь в виду следующее. Открывать люки нужно медленно, находясь с подветренной стороны, и только тогда, когда будет подведено достаточное количество действующих стволов. При тушении пищевых продуктов желательно подавать пресную воду, используя для этого судовые запасы.

Спуск стволов распылителей через вентиляционные раструбы возможен при пожарах только в трюмах, но не в твиндеках. При пожаре в твиндеке такой способ тушения лишь обеспечит защиту самих каналов и предотвратит переход огня в вышерасположенные помещения.

Если стволы нельзя подать в очаг пожара, их вводят в прорезанные автогеном отверстия в переборках и палубах там, где обнаружен наибольший их прогрев. То же самое нужно предпринимать и в случае горения непосредственно под подволоком: в проделанные в палубе отверстия вводить стволы-распылители.

Если введенные в трюм средства тушения действуют неэффективно, необходимо использовать стационарные средства объемного тушения (углекислотное, СЖБ, паротушение).

Перед введением в действие объемных средств пожаротушения необходимо убедиться, что в трюмах нет людей, закрыть все лю-чины и заглушить вентиляционные трубы. Привести в действие систему стационарного объемного тушения. Установить наблюдение за смежными с горящим трюмом помещениями и, если необходимо, подать водяные струи для охлаждения переборок, задраить отверстия. При тушении пожара в трюме нужно постоянно помнить о защите смежных помещений.

Если объемное тушение не дало должного эффекта, необходимо затопить трюм с соблюдением правил безопасности.

Когда нагрев палубы над предполагаемым местом горения начнет уменьшаться, снять лючины, вынуть заглушки вентиляторов и установить степень развития пожара. Признаком, указывающим на уменьшение горения, является слабый выход дыма и сравнительно невысокая температура продуктов горения. После этого трюм полиостью вскрывают и груз разбирают, чтобы окончательно ликвидировать горение.

При тушении горящих бочек с нефтепродуктами и штучных грузов прежде всего следует охладить водой бочки, чтобы предохранить их от разрыва в результате расширения жидкости. Пена может быть применена только для непосредственного тушения пожара.

Возникший в глубине трюма пожар может быть потушен струями воды, если груз уложен достаточно свободно. Однако при этом необходимо помнить о действии воды на груз (порча или набухание) и об остойчивости судна. Наибольшую опасность в этом отношении представляют зерно, а также окантованные кипы, тюки хлопка, джута, рогожи и т. п.,

Если очаг горения расположен в глубине трюма вблизи переборки, следует подготовиться к охлаждению переборки со стороны смежного помещения. Если же в смежном помещении находится груз, переборку надо охлаждать со стороны помещения, где возник пожар. Если место пожара расположено у подводной части борта судна, забортная вода не даст ему значительно нагреться и деформироваться.

Когда проникнуть непосредственно к очагу горения невозможно, проделывают отверстия в наиболее раскаленных местах, которые можно определить по изменению цвета, пузырению краски и нагреву палубы, переборки или борта.

При пожарах в твиндеках доступ к очагу горения значительно облегчается благодаря тому, что в них можно проделать небольшие отверстия и ввести водяные стволы.

Если пожар возник в верхней части груза нижнего трюма и проникнуть к нему невозможно или струя не попадает в очаг, струи подают через подвешенные пожарные рукава. Для этого ствол закрепляют за середину линя и опускают с рукавом со стороны, противоположной месту пожара. Концами линя можно подтянуть или опустить ствол и направить струю в место горения или подволок таким образом, чтобы она дробилась над местом пожара. Если пространство между подволоком и грузом достаточно, применяют распыленные струи. Появление пара вместе с дымом будет указывать на то, что вода попала в очаг пожара.

Если пожар возник в стороне от люка и промежуток между грузом и палубой небольшой, следует выбрать наиболее удобную позицию и водяную струю направить так, чтобы она не разбивалась о набор корпуса судна и падала непосредственно над очагом горения.

Если необходимо сдержать распространение огня до разгрузки части трюма, надо подать несколько струй впереди пламени. Понижение температуры без выхода пара или незначительное появление последнего укажет на правильность действий и эффективность поданных струй.

Если принятые меры не дадут результатов, применяют, как указано выше, затопление. Нужно" иметь в виду, что кипы хлопка и других волокнистых материалов способны через несколько часов после затопления вновь воспламениться, поэтому их следует сложить отдельно, разобрать и полить водой, а у места складирования обгоревших кип выставить вахтенного.

При тушении пожаров в трюмах необходимо максимально использовать судовые системы тушения. Какие из способов тушения пожаров в трюмах наиболее эффективны, заранее определить трудно, так как применение того или иного способа и средства тушения зависит не только от характера груза, но и от ряда других условий.

Интенсивность подачи воды на тушение трюмных пожаров зависит от характера и количества груза. Из-за сравнительно небольших площадей горения количество подаваемой воды, а следовательно, и количество стволов обычно невелико, чно при этом вся трудность тушения заключается в обеспечении эффективности их работы. Поэтому при таких пожарах необходимо изыскивать пути увеличения эффективности работы стволов.

Развитие и тушение пожаров в рефрижераторных трюмах имеют свои характерные особенности. Основная особенность пожаров заключается в трудности их тушения из-за конструктивных особенностей.

Металлические переборки, образующие стенки помещений рефрижератора, обшиты деревом, а пространство между обшивкой и металлической переборкой заполнено теплоизоляционными материалами, которые зачастую являются трудносгораемыми. Теплоизоляционные материалы при своем горении или тлении выделяют большое количество раздражающего дыма, затрудняющего действия экипажа.

В каждом грузовом помещении имеются шпигатные трубки с заслонками для отвода воды из помещения в льяла. Таким образом, при затоплении помещения вода может не проникнуть в смежное грузовое помещение через шпигаты. Вода, поданная в открытый люк, не достигнет очага горения.

Для наблюдения за температурой в рефрижераторных грузовых помещениях с палубы до второго дна на разных уровнях проложены трубки с пробками, имеющими обозначения. Чтобы обнаружить пожар в том или ином помещении, следует открыть пробки у температурных трубок. По появлению дыма или пара, а также запаха горящего дерева или изоляции можно определить характер горения. При необходимости температурные трубки используют для подачи углекислого газа или затопления помещения водой.

Применение пара или углекислого газа в рефрижераторных помещениях может оказаться неэффективным, так как обшивка из дерева затрудняет проникновение газа и пара к вспыхнувшей изоляции и она будет продолжать гореть, хотя внутри помещения развитие огня прекратится. Подобное положение опасно, так как огонь может перекинуться на изоляцию смежного помещения, пожар примет угрожающие размеры и придется применить затопление.

Чтобы потушить пожар, прежде всего определяют точные размеры очага и прорезают отверстие в палубе. Через него ствол подают непосредственно в очаг. Если это невозможно, то для предупреждения перехода пожара через палубу последнюю заливают по комингс водой.

Если грузовые помещения не заполнены грузом, необходимо, отодрав обшивку, подавать в них струи воды до полного тушения пожара.

Если пожар возник под жилым помещением, надо удалить людей из помещения и установить наблюдение за палубным настилом, так как он может загореться. При необходимости в жилом помещении подготавливают первичные средства пожаротушения или прокладывают рукавные линии.


Вернуться назад
Бесплатный Jz web - Позитивный портал Скачать музыку
x