DataLife Engine 9.2 > Пожарная безопасность на судне > Тушение пожаров в помещениях с опасными грузами
Тушение пожаров в помещениях с опасными грузами12-11-2011, 22:15. Разместил: Admin |
Тушение пожаров в помещениях с опасными грузами Рассмотрим тушение опасных грузов каждого из девяти классов. Эффективность тушения загоревшихся грузов класса 1 тем больше, чем раньше поданы огнегасительные средства в очаг пожара. Наилучшее средство при тушении — вода, которую применяют в виде компактных и распыленных струй. Последние используют, если в трюме находятся чувствительные к механическим воздействиям взрывчатые вещества, но количество струй во всех случаях должно быть максимальным. Наиболее эффективный метод тушения ВВ и предупреждения их возгорания при возникновении пожара в других помещениях судна — затопление. Винтовочные патроны, уложенные в штабеля, и дистанционные трубки во время пожара не дают общего взрыва. Взрыватели могут дать общий взрыв, что опасно для работающих. Артиллерийские заряды в гильзах под действием огня не взрываются, а выталкиваются из гильз на расстояние 8—10 м. Наиболее легко взрываются в огне снаряды с дымным порохом, мили-нитом, тротилом и их суррогатами. При горении снарядов без взрывателей взрывы происходят редко. При возникновении пожара в трюме необходимо подать к очагу пожара максимальное количество мощных водяных струй и грузовое помещение затопить. Позиции стволов выбирают с таким расчетом, чтобы была исключена возможность загорания других боеприпасов. Во время тушения пожаров пороха и боеприпасов нужно помнить о возможности появления внутри трюмов опасных для жизни газов — окиси азота, окиси углерода. В связи с этим необходимо иметь наготове изолирующие противогазы. Грузы класса 2 — это газы, которые как в жидком, так и в газообразном состоянии пожаровзрывоопасны. При выборе способа тушения газов необходимо учитывать, где хранятся баллоны и под каким давлением находится газ в баллонах. При тушении газовых пожаров наиболее эффективно применение воды, водяного пара, инертных газов, кошмы и покрывала. При взрыве емкостей со сжиженным газом он выплескивается на расстояние 130—150 м, образуя, в результате быстрого испарения жидкого газа, взрывоопасную смесь с воздухом. Практикой установлено, например, что скорость испарения жидкого бу-4 тана с открытой поверхности при температуре окружающей среды +4°С и скорости ветра 3 м/с равна 6,9 г/(м2-с), а скорость выгорания при таких же условиях равна 73,8 г/(м2-с). Газы тяжелее воздуха и образуют с воздухом взрывоопасные смеси в низких местах, а на открытой палубе взрывоопасное газовое облако может достигать высоты 20 м. Образовавшееся газовое облако не растворяется в воздухе и может передвигаться по направлению ветра на расстояние до мили от места утечки газа. Скорость распространения пламени в газовоздушной смеси равна 32—35 см/с. Для тушения пожара применяется несколько эффективных способов. Способ изоляции горящего факела от горящего газа при помощи асбестового или шерстяного одеяла, кошмы наиболее часто применяется при горении газа, выходящего через неплотности в баллонах под небольшим давлением. Изоляция горящего факела от негорящего газа при помощи мощных водяных струй применяется при большом факельномгорении газа, выходящего из баллонов с давлением 3—6 кгс/см2, а также при горении газа на открытой поверхности. Введение объемных средств тушения (водяной пар, инертные газы и т. д.) или ингибиторов широко применяется при горении газов в трюмах и других помещениях судна. Тушить сжиженные газы на открытой палубе паром не рекомендуется, так как пар, имеющий температуру более 100°С, способствует бурному испарению газов. Особенностью тушения сжиженных и сжатых газов является то, что при утечке газов через неплотности емкостей, а тем более при аварии, не всегда возможно ликвидировать его горение, а в отдельных случаях даже необходимо применять меры к поджиганию выходящего газа, во избежание загазованности помещений или палубы судна. Сжатые и сжиженные углеводородные газы, хранящиеся в герметических емкостях, очень чувствительны к изменению температуры окружающей среды. Поэтому при горении газа, выходящего через неплотности баллона, необходимо в первую очередь принять меры к удалению факела пламени от соседних баллонов или емкости. Если это выполнить невозможно, то надо удалить соседние баллоны и емкости от горящего факела. Во всех случаях необходимо в первую очередь принимать меры к интенсивному охлаждению водой баллонов и емкостей, оказавшихся в сфере действия высоких температур. Если на судне произошел взрыв баллона или емкости со сжатым или сжиженным газом и силой взрыва жидкий газ распространился на большой площади палубы, а также если имеют место аварии и повреждения близрасположенных баллонов и емкостей, то необходимо: вывести судно в открытое море на расстояние не менее 500 м от портовых сооружений и других судов; усиленно охлаждать мощными водяными струями баллоны и емкости, оказавшиеся в сфере действия высоких температур; струи воды подавать также в факел горения, чтобы снизить его температуру; сильно поврежденные при взрыве баллоны или емкости с горящим газом выбросить за борт; ликвидировать мощными водяными струями горящий газ на палубе. Водяные струи необходимо подавать так, чтобы жидкие газы или смеси смывались с палубы за борт. Наиболее опасны аварии баллонов и емкостей с газами, когда последние не воспламеняются. В этом случае создаются условия для загазованности взрывоопасной концентрацией всего судна. В таких случаях необходимо: потушить на судне все источники открытого огня; создать водяную завесу мощными стволами-распылителями с целью задержания движения газового облака в сторону машинного отделения. Для тушения грузов класса 3 могут применяться " следующие способы: изоляция горящей жидкости от кислорода воздуха; охлаждение емкостей с горящими жидкостями водой или охлаждение верхних слоев жидкости при перемешивании; разбавление, т. е. введение в паровую фазу инертных газов. Наиболее эффективными средствами пожаротушения для жидкостей, не смешивающихся с водой, являются химическая, высокократная и обычная воздушно-механическая пена, инертные газы и жидкостные составы на основе бромэтила. Для жидкостей, смешивающихся с водой, наиболее эффективным средством пожаротушения являются омыленная пена на основе пенопорошка ПГП-С, вода и инертные газы. Применение воды дает большой эффект, если она подается в виде водяной ' пыли, которая изолирует легковоспламеняющиеся жидкости от воздуха, а также разбавляет смешивающиеся жидкости. При тушении жидкостей, которые выделяют токсичные пары, необходимо иметь индивидуальные дыхательные аппараты. При тушении пожаров легковоспламеняющихся жидкостей во всех случаях особое внимание надо уделять охлаждению емкостей или переборок отсеков, в которых происходит горение. Небольшие пожары пролившейся легковоспламеняющейся жидкости могут быть потушены переносными огнетушителями. Наиболее эффективными средствами пожаротушения при горении грузов класса 4 являются вода, химическая высокократная и обычная воздушно-механическая пена, а в закрытых помещениях — инертный газ и водяной пар. При самовозгорании мелкоизмельченных веществ, таких, как сажа, тушение рекомендуется осуществлять мелкораспыленной струей воды, в противном случае будут созданы условия для образования взрывоопасных смесей. 4 В случае пожара веществ, которые опасны при взаимодействии с водой, применение воды, пара или пены недопустимо. Для веществ, которые вступают в реакцию даже с углекислым газом, в качестве огнетушительного средства рекомендуется применять сухой песок и сухие йорошковые огнегасительные средства. Грузы класса 5 при пожаре выделяют кислород, который поддерживает горение даже в инертной атмосфере. Наиболее эффективным средством тушения больших пожаров некоторых веществ данной категории, например селитры, является вода. Горение органических перекисей или пожар, возникший недалеко от них, может привести к взрыву. Там, где это возможно, грузы с органическими перекисями должны быть удалены из зоны пожара. При тушении этих грузов члены экипажа должны находиться как можно дальше от очага пожара. При пожаре в Помещении, где находятся грузы класса 6, все члены экипажа должны надеть дыхательные аппараты, )а члены экипажа, принимающие участие в тушении, — и специальные защитные костюмы. Необходимо охлаждать горящие и соседние с ним грузы, переборки; удалять горящие и соседние с ними грузы данного класса; удалять из помещения продукты разложения и сгорания; развернуть судно бортом к ветру. Пожары сгораемых веществ данного класса, разлагающихся при соприкосновении с водой, тушить водой запрещается. При тушении грузов класса 7 в случае, если .упаковки с радиоактивными веществами попадают в огонь, должны быть предприняты обычные противопожарные операции. Например, пожар, насколько это возможно, нужно тушить сверху (с навет-. реныой стороны); обливать упаковки струей воды, что помогает предотвратить плавление защищающего от радиации материала — свинца. По окончании тушения защитную одежду и снаряжение членов экипажа необходимо изолировать, а персонал должен принять душ. Если есть подозрение, что одежда заражена, ее небходимо предъявить компетентным органам по прибытии в порт. Едкие вещества класса 8 можно тушить любым огнегаситель-кым средством, из которых самым доступным является вода. Однако, учитьшая, что коррозионность веществ увеличивается при наличии влаги, рекомендуется применять инертные газы, песок, кошму. Суда, на которых перевозятся вещества данного класса, выделяющие токсичные пары и газы, должны быть снабжены изолирующими противогазами из расчета один комплект на каждого члена аварийной партии. Многие вещества этого класса сами по себе негорючи, но сильно реагируют с водой, выделяя токсичные и коррозионные газы. Это необходимо учитывать и не подавать на них воду при тушении других веществ. Для тушения грузов класса 9 могут быть использованы способы и средства, рекомендованные для других классов веществ, свойства которых близки свойствам горящего вещества. Ввиду большой опасности отравления парами, выделяющимися из некоторых веществ при пожаре, на судах, перевозящих такие вещества, всегда должны быть комплекты защитной одежды и автономных дыхательных аппаратов. Вернуться назад |