DataLife Engine 9.2 > Пожарная безопасность на судне > Организация тушения судовых пожаров и их расследование. Способы тушения пожаров.

Организация тушения судовых пожаров и их расследование. Способы тушения пожаров.


28-12-2011, 20:45. Разместил: Admin

Организация тушения судовых пожаров и их расследование. Способы тушения пожаров.

Чтобы прекратить горение, необходимо создать определенные условия путем воздействия на горючее вещество, окислитель или теплоту, выделяющуюся при горении. .Принципы тушения пожара основаны на исключении любого из трех условий горения. Первый принцип тушения пожара заключается в удалении из зоны пожара горючего материала; второй принцип —в прекращении доступа воздуха, а следовательно, и притока кислорода в зону пожара; третий принцип — в уменьшении количества образующейся при горении теплоты, идущей на нагревание горючего материала, т. е. понижение его температуры. Второй и третий принципы тушения пожаров легче осуществимы в судовых условиях, чем первый, и потому кашли широкое распространение.

Условиями, обеспечивающими прекращение горения, являются: уменьшение количества горючих веществ, поступающих в зону горения, ниже предела, необходимого для образования горючей смеси;

  • уменьшение концентрации кислорода в воздухе ниже пределов, необходимых для горения;
  • снижение температуры горения ниже температуры пределов воспламенения горючей смеси.

При тушении судового пожара все эти условия создаются одновременно, но одно из них, как правило, является основным.

Для тушения пожаров одновременно применяется несколько способов, хотя в каждом отдельном случае преобладает какойлибо один. В настоящее время для тушения пожаров применяются два основных способа: поверхностный и объемный.

При поверхностном способе тушения огнегасителькые вещества направляют в очаг горения, чем снижается температура и прекращается доступ к поверхностному горящему слою среды, поддерживающей горение, а следовательно, прекращается и процесс горения. На этом принципе основано тушение пожара водой и пеной всех типов.

Поверхностный способ тушения требует обязательного контакта огнегасительного вещества с горящим материалом, но в условиях судна это не всегда возможно. В этих случаях применяют объемный способ тушения, при котором прекращение горения достигается объемом среды, поддерживающей горение.

В последнее время начали применять химические смеси жидкостей: составы СЖБ, 4НД и др., которые тормозят процесс горения, участвуя в нем как антикатализаторы (флегматизаторы).

Герметизация помещения производится путем закрытия люков, вентиляционных каналов, дверей, иллюминаторов и различных отверстий с применением кошм, мокрых брезентов и посредством перекрытия возможных путей распространения огня или продуктов горения в соседние помещения. В результате этого образующийся дым заполняет весь объем горящего помещения.; процесс горения продолжается только за счет кислорода воздуха, находящегося в данном помещении. Через некоторое время содержание кислорода уменьшается и протекает процесс неполного горения с выделением окиси углерода. ч Наконец наступает момент, когда содержание кислорода падает до предела, при котором горение прекращается.

Одновременно прокладывают рукавные линии со стволами, присоединенными к рожкам. Наблюдают за температурой переборок трюма или помещения, периодически ощупывая переборки. При необходимости их охлаждают распыленными струями воды. Кроме того, наблюдают за люковыми закрытиями и трюмной вентиляцией. Такое наблюдение в зависимости от степени герметизации, характера горючего вещества и объема помещения может продолжаться различное время, но не менее 1—2 ч. Таким образом, этот способ является ненадежным и может быть применен как вспомогательное средство.

Полностью герметизировать помещение весьма трудно, так как в какомлибо месте возможно поступление воздуха, который будет поддерживать горение. Поэтому при вскрытии помещения или трюма в момент поступления воздуха может произойти вспышка горючих газов или паров и процесс горения возобновится.

Способ герметизации хотя и малоэффективен, однако при его применении не портится груз, и не нужно иметь специальных приспособлений. Этот способ может быть применен только б небольших по объему помещениях, таких, как кладовые, шкиперские, фонарные, малярные, каюты, при условии, что в горящем объеме не будет окислителя.

Однако в трюмах с хлопком или джутом тушение этим способом может не дать положительного результата, так как грузы содержат значительное количество воздуха, а потому процесс горения будет продолжаться, хотя и с меньшей интенсивностью. Отмечены случаи, когда горение хлопка и джута в герметически закрытых трюмах продолжалось 3—5 суток и более. Применять этот способ безрезультатно, если в трюме находятся взрьивчатые вещества, кинопленка, целлулоид и подобные им грузы.

Способ герметизации всегда применяется в тех случаях, когда средства пожаротушения еще не приведены в готовность, т. е. когда пожар только обнаружен, а т^кже в тех случаях, когда возникший пожар экипаж судна не может ликвидировать имеющимися средствами и вынужден ожидать помощи другого судна или когда предполагается получить дополнительную пожарную помощь в ближайшем порту.

Вообще при возникновении пожара в любом помещении или отсеке прежде всего необходимо задраить иллюминаторы, двери, закрыть люки, остановить или заглушить .вентиляторы и закрыть про тивопожарные двери, чтобы затруднить развитие очага горения до ввода в действие достаточного количества средств" пожаротушения.

Заполнение помещений негорючим газом или паром заключается в следующем. Трюм или помещение судна заполняют негорючим газом из специальных установок или паром от паровых котлов и, вытесняя кислород воздуха, понижают его содержание до предела, при котором процесс горения невозможен. Для того чтобы процесс горения прекратился, необходимо ввести в горящее помещение не менее 30—35% газа или пара от объема помещения. В качестве инертного газа используется углекислый газ, который обычно хранится на судах в специальных баллонах.

Помещение, заполненное углекислым или другим инертным газом, не должно вскрываться раньше чем через 2 ч после впуска в него газа, а в отдельных случаях, в частности при ликвидации пожаров в сухогрузных трюмах, — до захода в ближайший порт. При этом надо наблюдать за аварийным помещением и охлаждать переборки со стороны смежных помещений. При вскрытии помещения необходимо иметь в виду возможность усиления горения вследствие притока свежего воздуха. Перед тем как вскрыть аварийное йомещение следует подготовить средства пожаротушения и вести наблюдение за смежными помещениями.

Входить в помещение, где проводилась тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только  в противодымных приборах, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезоласной конструкции и предварительно убедившись в том, что температура в помещении не выше +60°С.

Пар в меньшей мере, чем вода, может испортить груз, и его запасы на паровых судах всегда значительны, а паротушительные установки вводятся в действие просто и быстро. Но не всегда при тушении паром можно достигнуть положительного результата. Так, в одном случае спустя некоторое время после заполнения трюма паром люки были открыты, но тюки с грузом снова загорелись, и потушить огонь удалось лишь водой. Кроме того, тушение паром сопряжено с необходимостью подавать пар в помещение длительное время, так как значительная часть пара при введении в помещение конденсируется на переборках, палубах и грузе, а следовательно, не оказывает огнегасительного действия. Рабочее давление пара должно быть 6 — 8 кгс/см2.

Углекислый газ или пар должен применяться для тушения грузов, не препятствующих свободному проникновению углекислого газа и пара (ящики, бочки, тюки, клетки и им подобные грузы), но только не навалочных и насыпных грузов (уголь, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза и им подобные грузы), потому что углекислый газ не проникает внутрь их; пламя будет сбито, но спустя некоторое время изза оставшегося тления пожар может вновь развиться. Недопустимо использовать пар для тушения пожара в помещениях, содержащих вещества, вступающие в реакцию с водой, а также применять пар одновременно с углекислым газом, так как последний хорошо растворяется в воде. Наилучший результат дает применение пара, и особенно углекислого газа, при заполнении пустотелых переборок судов; это локализирует пожар.

Перед заполнением горящего трюма или помещения производят его герметизацию, а затем подают углекислый газ или пар.

Тушение горящих жидкостей путем перемешивания целесообразно сочетать с подачей на поверхность горящей жидкости химической, высокократной или обычной воздушномеханической пены. Этот прием тушения осуществляется посредством подачи в массу горящего нефтепродукта сжатого воздуха или самой жидкости. В результате этого нижние непрогр^етые массы жидкости поднимаются и перемешиваются с верхними. Поверхностный слой горящего нефтепродукта значительно охлаждается. Когда температура горящей жидкости в верхнем слое станет ниже температуры вспышки, горение прекращается.

Данный прием тушения может быть применен при следующих условиях. Температура вспышки горящей жидкости должна быть выше температуры самой жидкости не менее чем на 3—4°С. Вязкость жидкости не Должна препятствовать ее интенсивному перемешиванию.. Цистерна должна быть оборудована вводами для подачи сжатого воздуха или струй нефтепродукта в нижние слои жидкости; количество вводов для воздуха или нефтепродукта должно быть таким, чтобы жидкость равномерно перемешивалась во всем объеме.

Тушение пожара осуществляется так. Сначала охлаждают горящий нефтепродукт из соседних топливных цистерн. Затем к штуцерам воздуховода присоединяют шланги от передвижного или стационарного компрессора и подают сжатый воздух. При наличии оборудования для перемешивания жидкостей струями нефтепродукта включают соответствующий насос и поддерживают определенный режим его работы (эти действия осуществляет машинная команда).

Через 3—5 мин с момента начала перемешивания основное горение должно прекратиться. После прекращения горения на большей части поверхности жидкости могут остаться небольшие очаги горения у стенок цистерн. В этих случаях очаги ликвидируют струей пены из ручного пенного ствола.

Если горение в течение 30 мин не удалось прекратись, подачу воздуха или жидкости необходимо остановить, так как длительное перемешивание может привести к сильному прогреванию всей массы жидкости. Тушение пожара вэтом случае ведется обычными приемами с подачей пены.

Аналогично тушат пожар в трюмах с углем: так называемая перештивка угля, когда нагретый слой угля перемешивается с холодными слоями.

Способ затопления помещений следует применять как крайнюю меру и только после того, как будут использованы все другие возможности и средства пожаротушения. При затоплении трюмов продовольственные и промышленные товары, зерно и другие грузы будут испорчены водой, кроме того, затопление вредно отражается на корпусе судна изза корродирующего действия морской воды. При затоплении трюмов с разбухающими грузами (семена, волокнистые материалы и др.) они могут не только испортиться, но и в результате разбухания деформировать корпус судна. Нельзя затоплять трюмы при нахождении в них натрия, калия, кальция, негашеной извести, карбида кальция и других веществ, вступающих в бурную реакцию с водой.

Не рекомендуется затоплять трюмы с грузами, плотность которых меньше, чем у воды: >рузы всплывут и огнегасительного эффекта не будет достигнуто.

Если решено затопить то или иное помещение, необходимо точно определить место нахождения очага горения, чтобы в результате затопления этот очаг не оказался выше уровня воды. Затопление может быть произведено только через отверстия, прорезанные в борту, или через грузовые люки, но не через кингстоны. Кингстоны небольшого диаметра имеются только в машиннокотельном отделении, поэтому затопление трюмов через них практически невозможно. Кроме того, для затопления может быть использована балластноосушительная система судна.

Если трюм будут затоплять через отверстие в борту, то вода в трюме поднимется только до уровня воды в море, а такой уровень может оказаться недостаточно высоким для тушения очага горения. Затопление должно производиться через отверстие в борту с помощью балластноосушительной системы и подачи воды через грузовые люки. Затопление помещения необходимо произвести в самый короткий срок, так как в противном случае огонь может распространиться дальше.

Но вместе с тем затопление необходимо вести осторожно, потому что в результате потери остойчивости судно может опрокинуться. Также не исключено опрокидывание судна в результате передвижки груза или переливания топлива в сторону крена. Подобный случай приведет к неожиданно резкому увеличению крена, который приостановить будет уже невозможно. При затоплении положительный результат не всегда может быть достигнут изза того, что в трюме могут оказаться места, не поддающиеся затоплению.

После затопления трюма и прекращения горения необходимо приступить к откачке воды из трюма за борт. В это время нужно вести наблюдение за креном судна и появлением очага горения, который необходимо немедленно ликвидировать с помощью водяных струй.


Вернуться назад
Бесплатный Jz web - Позитивный портал Скачать музыку
x