DataLife Engine 9.2 > Пожарная безопасность на судне > Особенности тушения пожаров на различных судах
Особенности тушения пожаров на различных судах11-12-2011, 20:38. Разместил: Admin |
Особенности тушения пожаров на различных судах Характер развития пожаров на различных судах и й различных частях одного и того же судна неодинаков. Судно разделено переборками и палубами, выполненными из стальных листов, способных быстро нагреваться и проводить теплоту из одного помещения в другое. Поэтому при пожарах на судах высокая температура влечет за собой загорание в соседних помещениях, если не будут приняты меры защиты. Пожары в сухогрузных трюмах сопровождаются сильным задымлением и быстрым ростом температуры. Распространение пожара в трюме в основном зависит от вида и укладки груза, состояния люков и характера огнезащиты смежных переборок грузовых палуб. В трюмах создаются благоприятные условия для аккумуляции тепла: здесь сравнительно небольшие объемы, хорошая теплопроводность металлических переборок, затрудненный выход раскаленных газов и значительные площади поглощения теплоты грузом. Изза недостатка воздуха в трюме горение развивается медленно, так как трюмы обычно загружаются на 85—90%, а трюмные люки большую часть времени бывают закрытыми. При закрытых люках и отключенной вентиляции пожары в трюмах могут длиться сутками, а нередко и неделями. Но абсолютной герметичности трюмов достигнуть очень трудно. В практике имели место случаи, рогда тлеющие материалы горели в течение нескольких суток даже при заполнении трюма углекислотой, паром или дымовыми газами. В результате недостатка кислорода горение в трюмах происходит с большим недожогом и, следовательно, со значительным выделением дыма. Большую роль в ограничении развития пожара имеет отключение вентиляции и задраивание вентиляционных раструбов чехлами. Если своевременно не отключить вентиляцию, горение будет развиваться и по воздухопроводам может перейти в другие помещения. Наиболее вероятные пути распространения пожара: из трюма в надстройки, в другие трюмы и помещения, в различные грузовые, пассажирские и вентиляционные шахты, пустоты в конструкциях. Кроме того, пожар может распространиться благодаря теплопроводности переборок и палуб. В рефрижераторных трюмах горение может распространяться по термоизоляционному слою под отделкой переборок. Доступ к очагу и тушение такого пожара очень сложны, так как требуют вскрытия переборок и обшивки. Как показала практика, при загорании в надстройке судна последняя может быть охвачена огнем в течение 15—25 мин, если за это время не введено достаточное количество средств тушения пожара. При открытом горении наружной поверхности надстройки большое влияние оказывает положение места загорания по отношению к ветру. Если мес!о загорания находится с наветренной стороны, то надстройка может быть охвачена пламенем в течение 10— 15 мин. Это необходимо учитывать, особенно при тушении пожара на рейде, в рейсе или при отводе судна в безопасное место. На наливных судах наибольшая опасность пожара и взрыва существует при сливе груза, так как именно в это время вследствие подсоса воздуха или выхода паров из горловин имеется наибольшая вероятность образования взрывоопасных концентраций. В начальный период пожар в грузовых отсеках может быть в виде факельного горения паров, выходящих из люков, поврежденной палубы, трубопроводов, корпуса или в виде взрыва паровоздушной смеси в одном или нескольких грузовых отсеках. При подсосе воздуха через неплотности в переборках факельное горение может перейти во взрыв, поэтому такие очаги горения нужно ликвидировать как можно быстрее. Взрывы в грузовых отсеках могут происходить и во время пожара в результате слабого охлаждения палубы, переборок или образования трещин и выхода паров или жидкостей в зону горения. При взрывах палуба или вспучивается, с образованием трещин, или частично погружается в нефтепродукты; часто ее разворачивает в стороны, иногда срывает, отбрасывая на десятки метров. В большинстве случаев при взрывах стационарные противопожарные системы выходят из строя. При сильных взрывах повреждается и корпус в надводной части судна. Серьезную пожарную опасность на танкере представляет газоотводная система, если вовремя не отключить аварийные участки. Котельные и машинные отделения судов представляют собой трюмы, выполненные из металла. Основным горючим материалом в этих помещениях является жидкое топливо. Чаще всего пожа ры из машиннокотельного отделения быстро переходят в надстройку. Происходит это потому, что выходы из шахты отделения ведут в надстройку, а вентиляционная система его также имеет связь с помещениями надстройки. Поэтому во всех случаях при пожарах в машиннокотельных отделениях необходимо сразу обеспечить защиту надстройки. При тушении пожаров на различных судах особое внимание необходимо уделять предотвращению перехода огня в надстройку, на верхнюю палубу и в помещения, жизненно важные для сохранения плавучести судна. Кроме того, необходимо защитить различные вертикальные и горизонтальные шахты, каналы, трубопроводы. При тушении развившихся пожаров на судне, когда огонь перешел из трюмов или танков в надстройку, необходимо в первую очередь ликвидировать горение в надстройке. Всему экипажу следует знать основные правила тушения пожаров сложных условиях. При сильном ветре пожар распространяется в основном по направлению ветра. Пожар в этом случае следует тушить мощными струями воды, подавая их в первую очередь на горйщие конструкции против ветра и с боковых сторон. Для тушения горящих жидкостей пеной струю следует направлять с наветренной стороны. Во время сильных морозов, когда возможно замерзание воды в рукавах и магистрали, нельзя прекращать подачу воды к стволам. При переходе на другую позицию не следует перекрывать полностью ствол, нужно только уменьшить расход воды.4 Нельзя обливать водой людей и открытые палубы, последние могут обледенеть, что затруднит передвижение. После окончания тушения пожара нужно быстро разобрать рукавную линию, не допуская замерзания в ней воды. Если рукава все же обледенели, их нужно церенести в теплое помещение для просушки. Во время качки тушить пеной жидкое топливо очень трудно изза того, что горящее топливо будет перемещаться и разрушать пену. В этом случае следует подавать пены в два раза больше, чем в обычных условиях. В помещениях без освещения нужно пользоваться аварийными фонарями. В таких помещениях, как правило, должны действовать члены экипажа, хорошо знакомые с расположением механизмов, оборудования, люков и дверей. При возникновении пожара на судне у причала необходимо быстро эвакуировать посторонних лиц и членов семей экипажа с судна. Грузовые операции должны быть прекращены и трюмы закрыты. Все бортовые иллюминаторы во избежание поступления воды при крене должны быть закрыты, а также должны быть плотно закрыты все двери переборок и кают. Капитану в процессе тушения водой следует постоянно следить за остойчивостью судна и принимать меры к удалению воды из наиболее отдаленных от центра тяжести судна зон. Если при пожаре вода, подаваемая на тушение, особенно на верхних закрытых палубах, скапливается и угрожает остойчивости судна и нет возможности ее откачать, то необходимо поставить судно на ровный киль. При этом нужно учитывать/ что судно не опрокинется в том случае, если глубина под килем будет меньше одной девятой ширины судна. Если условий для притопления судна нет, его надо отвести от входных ворот порта и фарватера, чтобы в случае затопления не закрыть проходы в порт. Если судну угрожает опрокидывание, нужно прекратить тушение пожара до тех пор, пока оно не будет отведено в безопасное место. Судно можно притопить и у причала, если возле него имеется ровное дно. Необходимо помнить, что любое затопление судна, даже частичное, не обходится без крена, а крен приводит к перераспределению действующих на судно сил, и может случиться так, что судно перевернется даже на мелководье. Полное затопление судна является крайней мерой, к которой прибегают в исключительных случаях, когда ликвидировать развившийся пожар не представляется возможным. Решение о затоплении судна принимает капитан; выполняется оно только после того, как с судна будут эвакуированы все люди и изъята необходимая документация. При тушении пожаров на судне, находящемся в порту; капитан прежде всего должен выяснить, можно его оставить на месте или необходимо отвести. Следует заметить, что тушение значительно усложняется, если аварийное судно не имеет непосредственного сообщения с берегом. Место, на которое необходимо отвести судно, выбирают с учетом: вида и характера пожара; степени угрозы соседним судам и сооружениям; опасности людям на судне; наличия сил и средств пожаротушения, а также возможности прибытия дополнительной помощи и возможности тушения плавсредствами. Судно от береговых сооружений обычно отводят в тех случаях, когда оно нагружено взрывчаткой, горючими газами, легковоспламеняющимися или горючими жидкостями и имеется угроза переброски огня на эти сооружения или опасность их разрушения. Отвод наливных судов от береговых сооружений как лучшее средство безопасности рекомендуется Правилами перевозки легковоспламеняющихся жидкостей. Однако практика показывает, что это не всегда целесообразно, так как во многих случаях пожары на этих судах были успешно ликвидированы у причалов. Суда, груженные прочими грузами, отводят от береговых сооружений и соседних судов обычно только в тех случаях, когда имеется угроза распространения огня на эти сооружения или соседние суда и нет достаточного количества сил и средств для их защиты. Если горящее судно может вызвать пожар на других судах, целесообразно отвести суда, соседние с аварийным. Отводить от причала суда с невзрывоопасными и трудновоспламеняющимися грузами следует лишь для перевода их на другое место для обеспечен кия лучших условий тушения пожара. Отвод от причала пассажирских судов чаще всего нецелесообразен, но если он необходим, то отводить судно нельзя до тех пор, пока не будут сняты с него все пассажиры. Не следует отводить суда от причалов и береговых сооружений, если на тушении пожара занято значительное количество береговых пожарных подразделений. Особенно опасен отвод судна при пожаре надстройки, так как скорость распространения пожара при этом очень быстро увеличивается. Во всех случаях отвод судна от причалов и береговых сооружений должен осуществляться под прикрытием струй, подаваемых с пожарных или других судов с соблюдением правил техники безопасности. Для буксировки судна необходимо использовать портовые буксиры или другие суда и только в крайних случаях пожарные; при этом тушение с пожарных судов не должно прекращаться. Для быстрого подавления открытых дожаров в надстройке пожарные суда должны максимально использовать стационарные и переносные лафетные стволы. При использовании .мощных стволов необходимо предусматривать и откачку воды с палуб и из трюмов аварийного судна, так как водоотливная и осушительная системы обычно не могут откачать всю поступающую воду. При любых пожарах судно необходимо развернуть по отношению к ветру так, чтобы дым и пламя сносило не вдоль судна, а за борт. Пожарные и спасательные суда, прибывшие к аварийному, находящемуся в открытом море или на рейде, в первую очередь должны обеспечить безопасность путей эвакуации пассажиров. Пассажиров спасают на судовых шлюпках. На борт пожарного судна пассажиры принимаются как исключение, в ограниченном количестве, в первую очередь дети и нуждающиеся в медицинской помощи. Пожарное судно должно подходить к аварийному с наветренной стороны, а при сильном волнении — изпод ветра к той части, куда можно высадить десант. Если аварийное судно, находящееся в открытом море, не потеряло ход, оно должно двигаться в сторону ближайшего порта под конвоем пожарного, в противном случае пожарное судно должно буксировать аварийное, а также тушить пожар до тех пор, пока не подойдут другие суда. При подходе других судов пожарное судно отдает буксир и продолжает тушение. Главные двигатели всех судов, подошедших к горящему, не должны заглушаться на случай немедленного отхода. Вернуться назад |