Расконсервация и обезжиривание оборудования
На судах в качестве моющих средств для металлических деталей и поверхностей в основном применяют бензин, ацетон, дизельное топливо и другие горючие жидкости, а для сушки электрорадиодеталей — этиловый и метиловый спирт.
Эти вещества, являясь хорошими растворителями, в то же время создают большую пожарную опасность в процессе работ. Нарушение противопожарного режима при применении подобных растворителей приводит к образованию местных взрывоопасных концентраций, пожарам и нередко с человеческими жертвами.
Обеспечение пожарной безопасности при расконсервации нового и промывки ремонтируемого судового оборудования представляет большую сложность. (В связи с этим изыскиваются новые моющие средства, которые по своим качествам не уступали бы органическим растворителям и не представляли бы повышенной пожарной опасности.
В Мурманском пароходстве с успехом проводят все операции моечнопропиточного ремонта, в том числе и электрооборудования, на судах пожаробезопасным моющим средством «Шконау» (ГДР), водный раствор которого приготовляется из расчета 1 кг состава на 100 л пресной воды.
Для мытья металлических деталей и поверхностей, покрытых сажей, накипью, ржавчиной, окисленных, и при расконсервации рекомендуются отечественные составы МЛ, СП, /«Деталин», компоненты которых в основном неорганического происхождения, несгораемые и потому успешно заменяют пожароопасные моющие вещества.
Промывку судового электрического оборудования легковоспламеняющимися жидкостями непосредственно на судне следует допускать только как исключение в тех случаях, когда выполнение этих работ вне судна технически невозможно.
Для чистки и промывки на судах допускается применять бензин марки Б70, имеющий температуру вспышки 34°С, температурный предел воспламенения: нижний 34, верхний 4°С. Промывают детали на открытых палубах или в специально отведенных помещениях, имеющих конструктивную пропивопожарную защиту. Если место, где производится протирка машин, является частью общего помещения машинного отделения, его обносят временной выгородкой в радиусе не менее 1,5 м, имеющей надписи: «Осторожно!», «Взрывоопасно!», «Бензин!».
Во время работы с бензином в машинном отделении включают вентиляцию и выключают ее через 1 ч после окончания промывки. В качестве светильника для местного освещения можно применять только переносный аккумуляторный фонарь взрывобезопасиого исполнения.
В помещении машинного отделения или в других помещениях, где производится протирка электрических машин бензином, запрещаются огневые работы. Бензин, используемый для протирки, должен храниться в закрытом исправном латунном сосуде емкостью не более 0,25 л. При одновременной протирке нескольких электрических машин в одном помещении суммарное количество бензина в нескольких сосудах не должно превышать 0,5 л. Основной запас бензина хранят в кладовой для легковоспламеняющихся материалов. В этом же помещении переливают бензин в малые емкости.
У места протирки электрической машины должны постоянно находиться по одному углекислотному и пенному огнетушителю. При протирке необходимо избегать того, чтобы электромашина была облита бензином, чтобы бензин попал на настил палуб и на одежду работающих. По окончании работы остаток бензина выносят в кладовую легковоспламеняющихся материалов, а палубу помещения, где производилась протирка, очищают и протирают.
Место для промывки машин на открытой палубе выбирают в кормовой части судна. Под промываемые электрические машины устанавливают поддоны. Для ограничения зоны разбрызгивания бензина на палубе устанавливают экраны из материала, исключающего возможность образования искры при ударе о них металлических предметов.
При необходимости промывки электрических машин непосредственно в судовом помещении должны соблюдаться следующие требования:
- кубатура помещения должна быть не менее 20 м3;
- помещение должно находиться в надстройках и иметь непосредственный выход на открытую палубу, а также не должно сообщаться с другими помещениями и примыкать к жилым помещениям;
- помещение должно быть,оборудовано приточновытяжной вентиляцией, а воздуховоды вентиляции должны быть оборудованы пламепрерывающими сетками;
- освещение рабочей площади должно осуществляться светильниками взрывобезопасного исполнения;
- у входа в помещение должны быть два пенных и один углекислотный огнетушители и одна кошма;
- помещение должно быть оборудовано одной из стационарных систем пожаротушения судна, во время промывки система должна быть готова к немедленному действию.
Промывка электрических машин бензином в машинном и котельном отделениях и в других служебных помещениях, находящихся в корпусе судна, запрещается. Запрещается производить чистку или промывку электромашин постоянного тока до разрядки их конденсаторов.