DataLife Engine 9.2 > Пожарная безопасность на судне > Огнеглсительные вещества, применяемые на судах

Огнеглсительные вещества, применяемые на судах


14-11-2011, 20:37. Разместил: Admin

Огнеглсительные вещества, применяемые на судах

При выборе огнегасительных веществ руководствуются следующими требованиями. Огнегасителыюе средство должно иметь высокий эффект тушения, т. е. при малом расходе огнегаситсльного средства на единицу площади или объема пожара горение должно быстро прекращаться. Оно должно быть безопасным при пользовании и хранении, безвредным при действии на другие вещества. Количество применяемого огнегасительиого средства зависит от интенсивности его подачи, площади и времени тушения пожара; интенсивность подачи — количества огнегасительиого средства, подаваемого в единицу времени на единицу площади или объема пожара для прекращения горения.

Ниже приведены огиегасительиые средства, используемые для тушения опасных грузов и судовых пожаров:

Основные огнегасительные средства:

  • В — водотушение:
  • В-1 — вода компактная;
  • В-2 — вода распыленная;
  • В-3 — водяной пар (сухой), вода со смачивателем.
  • П — пенотушение:
  • П-1 — химическая пена;
  • П-2 — воздушно механическая и высокократная пена;
  • П-3 — омыленная пена.
  • Г — газотушение:
  • Г-1 — углекислый газ;
  • Г-2 — азот и другие инертные газы;
  • Т-3 — галоидированные углеводороды.

Специальные огнегасительные средства:

  • С-1 — порошковый состав;
  • С-2 — водные растворы аммонийно-фосфатных солей;
  • С-3 — смесь хлоридов щелочных металлов или аммония с добавками формитов, оксалатов и сукционатов щелочных металлов;
  • С-4 — комбинированные составы СИ-1;
  • СИ-2;
  • СИ-ВК.

Первичные огнегасительные средства:

  • О — огнетушители:
  • О-1 — густопенные;
  • О-2 — углекислотные;
  • О-3 — порошковые;
  • О-4 — на основе СЖБ;
  • И — изолирующие подсобные средства:
  • И-1 — песок, сода, мел, тальк, графит и др.;
  • И-2 — асбестовые одеяла, брезент и другие покрывала.

Огнетушительные средства подразделяются на:

  • средства разбавления — водяной пар, углекислый газ, азот и другие инертные газы и составы газотушения;
  • средства изоляции — химическая, воздушно-механическая, в том числе высокократная пена и изолирующие подсобные средства;
  • средства охлаждения — компактная и распыленная вода; растворы с преимущественным, содержанием воды;
  • средства химического торможения — специальные растворы и порошки.

Вода является наиболее распространенным, дешевым и эффективным огнегасительным веществом. Благодаря незначительной вязкости она легко проникает через неплотности 4 конструкций, ограничивает распространение пламени и тушит очаги, горения.

Обладая наибольшей среди всех перечисленных.веществ удельной теплоемкостью, вода «отнимает» значительное количество теплоты у горящего вещества. Охлаждающее действие воды усиливается в результате затраты большого количества теплоты на превращение ее в пар. Так, для превращения 1 кг воды при температуре 100°С в пар необходимо затратить 539,4 ккал теплоты, но при пожаре не вся вода превращается в пара лишь часть ее.

Наибольший огнегасительиый эффект достигается при подаче волы в распыленном или туманообразном состоянии. Когда вода подается в виде мелких капель, то благодаря большой площади соприкосновения с разогретым веществом увеличивается ее парообразование, а следовательно, и охлаждающее действие. При испарении 1 кг воды образуется 1700 л пара, что способствует сокращению содержания кислорода в воздухе и в результате — прекращению процесса горения.

Но вода способна проводить электрический ток, что при тушении пожаров в помещениях с электрическими установками представляет опасность для работающих и может явиться причиной короткого замыкания электросетей. Особенно важно это учитывать при тушении пожаров морской водой, так как соли увеличивают проводимость.

При взаимодействии воды с натрием, калием и кальцием происходит реакция, сопровождающаяся выделением теплоты и водорода. Водород с кислородом воздуха образует взрывоопасную смесь, способную самовоспламеняться. Соединение небольших количеств воды с карбидом кальция может вызвать воспламенение выделяющегося при этом ацетилена, а иногда и взрыв. Попадая на негашеную известь, вода способствует повышению ее температуры до 800°С, т. е. до температуры, опасной для сгораемых конструкций судна.

Недостатком воды как огнегасительного средства является ее плохая смачивающая способность. Особенно плохо вода смачивает хлопок, джут, сажу, древесину, шерсть, уголь, различные порошки. Поскольку вода при тушении прекращает горение путем охлаждения горящего материала, плохая смачивающая способность ее приводит к увеличению времени тушения и излишнему расходу воды, что создает опасность опрокидывания судна.

Наконец, вода может разносить частицы более легких и не смешивающихся с ней веществ, способствуя распространению пожара. К таким веществам относятся: бензин, нефть, эфир, сероуглерод, жиры, масло, лаки, смолы, парафин, нафталин, воск, сера.

Несмотря на недостатки, вода широко применяется для тушения газообразных, жидких и твердых горючих веществ, а также может быть применена для охлаждения конструкций судна и груза, нагревающихся от воздействия лучистой энергии.

Чтобы определить требуемую интенсивность подачи воды на тушение пожаров судовых надстроек, было проанализировано около 40 описаний тушения пожаров. Эти пожары были ликвидированы при интенсивности подачи воды, в 2,5—3 раза превышающей рекомендуемую (0,06—0,1 л/(см2) для тушения пожаров береговых сооружений. Для тушения внутренних пожаров в судовых надстройках можно рекомендовать интенсивность подачи воды 0,11, наружных — 0,18, для гашения пожаров в трюмах с генеральными грузами —- 0,1, с каучуком 0,14—0,16- л/ (с-м2).

При тушении пожара внутри надстройки используют стволы-распылители, обеспечивающие хорошую маневренность. Для тушения развившихся наружных пожаров надстройки необходимо использовать любую возможность для введения мощных компактных струй. При тушении пожара внутри надстройки важно не допускать выхода огня наружу, так как это часто приводит к гибели судов, особенно находящихся в рейсе или стоящих на рейде.

При тушении пожаров в надстройке необходимо обращать особое внимание на остойчивость судна, так как даже небольшое количество воды на верхних палубах значительно поднимает центр тяжести судна, а способность быстрого перемещения4 воды в сторону крена увеличивает опасность перевертывания судна. Кроме того, скопление пассажиров, как обычно бывает при пожарах, на одном из бортов еще более усугубляет опасность перевертывания судна.

В случае возникновения пожара первые стволы следует вводить непосредственно в очаг горения (если площадь пожара невелика). При увеличении пожара, когда сил, прибывших для ликвидации пожара, недостаточно, первые стволы необходимо подавать на пути эвакуации людей, на трапы, шлюпочную палубу и на жизненно важные участки судна.

При обнаружении горения в судовых помещениях ни в коем случае не следует открывать двери из этих помещений, так как вырвавшиеся раскаленные газы заставят отступить от проема в проход и выйти из него, а направленные в проход струи не принесут пользы. Во всех случаях двери и иллюминаторы следует открывать при полной готовности к работе средств тушения. Если из-за высокой температуры невозможно проникнуть к очагу горения, то отверстия делают из помещений, смежных с горящими.

Водотушение на судах рассчитывается на возможность подачи воды не менее чем из трех стволов, или не более чем из 15% общего количества пожарных рожков. Поэтому не следует сразу вводить большое количество стволов в действие, так как пожарные насосы не смогут подать необходимое количество воды.

Химическая пена, получаемая из пенопорошка в результате химической реакции, представляет собой систему пузырьков, заполненных углекислым газом.

Воздушно-механическая пена представляет собой механическую смесь воздуха с водой и пенообразователем. Воздушно-механическая пена, полученная из пенообразователя ПО-6, имеет примерно следующий состав по объему: 90% «воздуха, 9,6% воды, 0,4% пенообразователя.

Для получения воздушно-механической пены применяют отечественные пенообразователи ГЮ-1, ПО-1Д, ПО-1А и другие, а также импортные. Пена имеет небольшую плотность (химическая — 0,25—0,15, воздушно-механическая 0,15—0,07), что способствует растеканию пены на поверхности горючей жидкости, прекращению доступа кислорода воздуха и, как следствие этого, тушению пожара.

Воздушно-механическая пена, полученная из пенообразователя ПО-6, имеет кратность расширения1 меньшую, чем пена, полученная из пенообразователя ПО-1, зато стойкости ее в 2 раза больше.

При попадании на какую-либо поверхность пена экранизирует ее и, благодаря своей малой теплопроводности, уменьшает нагревание этой поверхности, что приводит к падению интенсивности выделения горючим веществом в зону горения горючих паров и газов. Кроме этого, пена, попадая на горящую поверхность, частично охлаждается. В условиях высоких температур пена под влиянием расширения газов в пузырьках разрушается, частично уносится восходящими потоками паров и газов или разрушается при падении с высоты и при движении по трубопроводам и рукавам.

Следует отметить положительное свойство химической пены, заключающееся в том, что при разрушении ее пузырьков выделяется негорючий углекислый газ, который обволакивает горящую поверхность, уменьшая доступ к ней кислорода воздуха и способствуя прекращению горения. Наиболее эффективной при тушении пожаров является растекающаяся вязкая мелкозернистая пена.

Вместе с тем пена имеет и отрицательные свойства.

Химическая пена оставляет следы на многих ценных материалах и грузах. Пена небезопасна при тушении электрических установок, являясь, хотя .и плохим, проводником электрического тока.

Пена применяется для тушения горящего топлива, жидких, твердых и газообразных веществ, а также как экранирующее средство для защиты конструкции судна или груза от действия лучистой энергии.

Для определения потребности в пенопорошке и пенообразователе на судне должны быть составлены расчетные карточки для пено-тушения каждого помещения.

Для тушения пожаров газообразных, жидких и твердых веществ на небольших площадях в закрытых помещениях может быть применен водяной пар. Наилучшие результаты дает гашение паром при давлении не более 8 кгс/см2.

Тушение паром предусматривается в тех случаях, когда на судне имеются котельные установки, могущие обеспечить подачу достаточного количества пара. Пар при попадании в зону горения разбавляет окружающий воздух, понижая содержание в нем кислорода, а также несколько охлаждает горючие газы и пары. Наличие пара вокруг очага горения затрудняет доступ кислорода воздуха и соединение его с горючими газами и парами, что также способствует прекращению процесса горения. Подача пара в грузовые трюмы, танки, цистерны, бункерные ямы, фонарные, малярные, кладовые и другие помещения судна осуществляется по трубопроводам или шлангам.

При подаче в закрытые помещения, и особенно в трюмы, пар в значительных объемах конденсируется из-за разности температур, поэтому его необходимо подавать беспрерывно до полного тушения пожара.

Применение пара для тушения горящего угля, жмыхов, хлопка и других волокнистых грузов не всегда эффективно. Кроме того, в результате применения пара могут быть испорчены ценные грузы: попадание пара на зерно или волокнистые материалы вызывает их разбухание, что может привести к деформации корпуса судна и аварии. В результате конденсации паров происходит коррозия корпуса судна и других металлических конструкций.

Для тушения карбида кальция и ценных материалов применяют порошковые ручные и передвижные огнетушители. Принцип действия этих огнетушителей заключается в том, что порошок из корпуса огнетушителя выбрасывается давлением углекислого газа, заключенного в стальном баллоне, прикрепляемом к корпусу огнетушителя. В качестве огнегасительных порошков используют смесь бикарбоната натрия и кровяного альбумина, порошкообразный графит, углекислую соду, квасцы и поташ. Огнегасительные порошки, попадая на твердую горящую поверхность, плавятся, при этом некоторые из них выделяют негорючие газы и создают пленку, препятствующую продолжению процесса горения. Кроме того, струя порошка, выбрасываемого под давлением газа, сбивает пламя. ; Огнегасительными порошками можно тушить вещества, вступающие в реакцию с водой, ценные документы и другие материалы, боящиеся воды и пены. Огнегасительные порошки могут быть применены также для гашения жидкостей и твердых материалов.

Струя порошка обладает незначительной электропроводностью, поэтому данный способ гашения может быть применен для ликвидации пожара электроустановок. Имеются специальные порошковые огнетушители для тушения щелочных металлов.

Наиболее эффективными средствами тушения или локализации горения веществ, склонмых к самовозгоранию на воздухе, а в отдельных случаях и единственно возможными средствами являются порошки типа СИ. Изготовлены эк-2периментальные образцы передвижного порошкового огнетушителя СИ-120 (емкостью 120 л), предназначенного для подачи огнегасительных веществ типа СИ в очаг горения.

Основные узлы огнетушителя смонтированы на тележке. Огнегасительный порошковый заряд засыпают в резервуар огнетушителя через загрузочное отверстие. Выброс заряда из огнетушителя производится сжатым азотом, поступающим из баллона емкостью 20 л. Порошок попадает из огнетушителя к очагу пожара по гибкому рукаву, который оканчивается распылителем или успокоителем с удлинителем.

Успокоитель, представляющий собой конусный раструб с отверстиями, предназначен для снижения скорости струи порошка, выходящего из огнетушителя с большой кинетической энергией. Для приведения огнетушителя в действие открывают вентиль на азотном баллоне, и сжатый азот начинает поступать через редуктор по трубке в резервуар огнетушителя, который рассчитан на давление 10 кгс/см2. После достижения в огнетушителе требуемого давления, фиксируемого по манометру, открывают раздаточный вентиль. При этом порошок под давлением азота через сифонную трубку, гибкий рукав, удлинитель и успокоитель подается в очаг горения.

Предохранительный клапан служит для стравливания избыточного давления в огнетушителе на случай неисправности редуктора. После окончания работы огнетушителя остаточное давление стравливается в атмосферу через вентиль. Для осмотра и выгрузки из огнетушителя остатков заряда предназначен люк. Порошковые огнетушители следует хранить в сухих помещениях.;1

Углекислый газ широко применяется в углекислотных установках и в огнетушителях. Углекислый газ в (баллонах углекислотных установок и огнетушителях хранится в жидком состоянии: при открывании ;вентилей он переходит в газообразное состояние с быстрым расширением, что приводит к его переохлаждению. В результате переохлаждения газ выбрасывается из установки в вцде хлопьев, имеющих температуру минус 78,5°С. Попадая в очаг горения, углекислота переходит из твердого состояния в газообразное, .минуя жидкую фазу.

Основное достоинство углекислого газа как огнегасительного средства заключается в его негорючести и неэлектропроводности. Горение может быть прекращено при концентрации углекислого газа в закрытом помещении 30—35%.

При тушении пожаров на открытых площадях углекислый газ, попадая в очаг горения, «разбавляет» кислород воздуха и умень-шает его содержание. Кроме того, благодаря своей плотности (большей, чем у воздуха) он затрудняет доступ кислорода к горючим газам и парам и частично охлаждает горящее вещество. / Углекислый газ успешно применяется для тушения большинства пожаров, он не обеспечивает успешного гашения хлопка, джута, кинопленки и магния, а также не может применяться совместно с паром, так как растворяется в нем. Углекислый газ в начальной стадии пожара применяется для тушения электрических установок и ценных материалов, так как он почти не оставляет следов.

В настоящее время на судах в качестве огнегасительного вещества в стационарных системах объемного тушения наиболее широко применяется углекислота.

Применение на судах в качестве главных двигателей дизелей или газовых турбин и отсутствие в связи с этим котлов большой паропроизводительиости способствовало тому, что углекислый газ стал единственным огнегасящим веществом, используемым для борьбы с пожарами объемным способом на теплоходах, дизель-электроходах и газотурбоходах. Свыше 68% судов оборудовано системами углекислотиого пожаротушения.

Однако углекислотное тушение имеет ряд недостатков: ограниченность запасов углекислоты на судне, высокое давление углекислого газа в баллонах и т. п.

В СССР были проведены опыты по тушению судовых пожаров огнегасительной жидкостью на основе бромистого этила.

Огнегасительная бромэтиловая оюидкость состоит из 73% бром-этила и 27% тетрафтордибромэтана. Небольшое рабочее давление (10—15 кгс/см2) позволило создать систему, отличающуюся надежностью и эффективностью, простотой устройства и обслуживания, небольшими размерами и малым весом. Допускается применение тетрафтордитромэтаиа (фреон —114 В-2) с удельным весом 2,17 г/см3. Упругость паров огнегасительной жидкости позволяет хранить ее при невысоком давлении, так как даже при температуре 60°С давление в герметически закрытом сосуде с жидкостью не превышает 2 кгс/см2, что дает возможность делать сосуды тонкостенными, увеличивает надежность хранения жидкости и предотвращает ее утечку.

Бромэтиловая жидкость имеет низкую огиегасительную концентрацию— 4,8% по объему (215 г на 1 м3); следовательно, сосуды для ее хранения могут быть небольших размеров. Обладая высокой смачивающей способностью, жидкость хорошо тушит различные пожары. Жидкость практически иеэлектропроводна, поэтому может успешно применяться для тушения электрооборудования. Зарядка емкостей огнегасительной жидкостью может быть произведена на судне даже во время рейса.

Но эта жидкость токсична, поэтому в случае действия системы необходимо определить количество токсических веществ в помещении судна. Суда должны быть снабжены газоанализаторами для определения бромистого этила и тетрафтордибромэтана. После тушения пожара помещения должны быть провентилированы. Входить в помещения, заполненные парами огнегасительной жидкости, без противогазов категорически воспрещается.

Главная государственная санитарная инспекция разрешила применение на судах бромэтиловой жидкости для пожаротушения. Регистр СССР допустил применение на судах жидкостной бромэтиловой системы (СЖБ) для тушения пожаров в машинно-котельных помещениях и в грузовых трюмах.

Жидкость подают в распыленном виде. Испаряясь, она образует среду, не поддерживающую горение. Система приводится в действие ручным способом со станции. Для того чтобы система всегда была готова к действию, необходимо систематически проверять состояние резервуаров, баллонов со сжатым воздухом, арматуры, трубопроводов, следить за наличием в резервуарах огнегаситель-ной жидкости, не допускать засорения распылителя.

Наряду с системой СЖБ, нашедшей применение на некоторых судах, рекомендуется применять высокократную пену.

Отдел военизированной охраны ММФ с участием работников пожарной охраны ряда пароходств провел большую экспериментальную работу по тушению судовых пожаров высокократной воздушно-механической пеной, получаемой от пенообразователей ПО-1, ПО-1Д и др.

Эксперименты проводились на сухогрузных, пассажирских и наливных судах, загруженных огнеопасными грузами, во всех служебных, пассажирских и машинно-котельных помещениях, в различных метеорологических условиях, на ходу судна и во время его стоянки у причала.

Представляет интерес опыт тушещия пожара на пароходе «Бородино» (водоизмещение 14,777 т, длина 125 м, ширина 16,5 м, глубина трюма 8,2 м).

Жилые и служебные помещения судна общим объемом около 500 м3 были загружены досками ,и бумагой из расчета 50 кг на 1 м2 площади. После 20 мин свободного горения, когда температура достигла 911°С, были введены четыре ствола с высокократной пеной производительностью до 30 м3/мин каждый. После заполнения пеной помещений температура снизилась и пожар был потушен.

Бо время второго опыта трюм объемом около 3000 м3 загрузили древесиной в количестве 25 м3 и волокнистыми материалами в кипах массой около 100 кг. После 16 мин свободного горения включили десять стволов производительностью по 25 м3/ми1и. Через 20 мин после подачи пены признаков горения в трюме не наблюдалось.

Проверялась возможность использования высокократной пены для тушения пожаров и в машишю-котельном отделении парохода, состоящем из двух помещеиий общим объемом около 3000 м3. В этих помещениях находились паровая машина, три паровых котла, водяные, тепловые, масляные коммуникации и другое оборудование, занимавшее около 50% всего объема помещений. Перед началом опыта по пастилу машинного отделения и по оборудованию было разлито 1100 «кг солярового масла и разбросана ветошь, облитая горючими жидкостями.

Через 10 мин свободного горения была подана высокократная пена из десяти стволов. Тушение оказалось настолько эффективным, что время ликвидации горения сократилось почти в 2 раза — с 30 мин, предусмотренных программой, до 15 мин.

Были проведены успешные опыты з Архангельском порту по тушению пожаров высокократной пеной в трюмах судов, заполненных пиломатериалом.

На Каспии были проведены опыты по тушению пожаров генеральных грузов в сухогрузном трюме, бункерного топлива в машинно-котельных отделениях на пароходе «Молодец» и теплоходе «Дагестан», нефтегруза всех разрядов на танкере «Герой Мехти». Все эти пожары были быстро и успешно потушены с помощью-высокократной пены.

Аналогичные опыты были проведены и в Рижском порту в машинном отделении базового тральщика.

В Одесском порту на греческом пароходе «Кура-Кариклия» возник пожар в трюме № 4. Высокократной пеной он был успешно потушен, а груз (сахар) не был поврежден.

Министерство морского флота утвердило нормативы по применению высокократной воздушно-механической пены для поверхностного и объемного тушения пожаров на морских судах всех типов и назначений.

При тушении твердых материалов, особенно волокнистых и плохо смачиваемых водой, высокократная пена является более эффективным средством, чем инертные газы. Высокократная пена действует как средство объемного пожаротушения, вытесняя из горящего помещения продукты сгорания. Кроме того, выделяющийся при разрушении пены раствор пенообразования является хорошим смачивателем, проникающим в глубь материала и прекращающим его тление.

Применение для тушения судовых пожаров высокократной пены не влияет на остойчивость судна, и в этом — еще одно из ее важных преимуществ перед водяным гашением.

Пена средней кратности, имея малый вес, быстро переносится к очагу горения, обволакивает его в виде «корки», изолируя место горения. Распространение огня прекращается. Скорость распространения раствора пены намного больше, чем скорость распространения огня, поэтому происходит полная локализация очага горения.

При тушении нефтепродуктов I, II и III разрядов высокократная пена равномерно покрывает поверхность горящего продукта, препятствуя выходу горючих паров в зону горения. При разрушении пены выделяется эмульсия, которая покрывает горящую поверхность, охлаждает ее, а при сильно нагретом слое превращается в пар, создавая среду, не поддерживающую горение.

Пена не опасна для здоровья людей. Если человек оказался в горящем помещении и его полностью покрыла пена, он должен закрыть нос и рот носовым плятком и, дыша через него, выйти из помещения.

Система пожаротушения высокократной пеной состоит из: пожарного насоса; цистерны для хранения пенообразующей жидкости; смесителей, предназначенных для смешивания пенообразователя с .водой; трубопроводов, по которым подается вода и раствор пенообразователя; воздушно-пенных стволов. Эта система практически не отличается от систем пожаротушения воздушно-механической пеной, рекомендуемых Правилами Регистра СССР. Отличие заключается в том, что вместо воздушных стволов, дающих пену обычной кратности (10), применяют специальные стволы, предназначенные для получения пены с высокой кратностью (100—200).

В настоящее время разработан перспективный тип огнетушителей, в.котором предусмотрена замена химической пены высокократ-ной воздушно-механической. Для получения высокократной пены огнетушители оборудуют пенными насадками (ПН-10 и ПН-15). В качестве заряда используют 6—8%-ный раствор пенообразователя ПО-1. В качестве пенообразующей жидкости можно применять и другие поверхностно-активные вещества: смачиватель НБ и сульфонат. Для выброса заряда из корпуса огнетушителя применяется сжатый воздух, накачиваемый либо в корпус огнетушителя под давлением 6—8 кгс/см2, либо в отдельный баллон под давлением 150 кгс/см2.

В настоящее время выявлены возможности более эффективного использования воды как средства тушения пожаров на наливных судах. Эти возможности определились в связи с развитием нового способа тушения пожаров аэрированной и тонкораспыленной водой (рис. 12).

Огнеглсительные вещества, применяемые на судах

Огнегасительные свойства аэрированной (механическая смесь воды с воздухом) и тонкораспыленной воды основаны на быстром испарении в сфере высоких температур почти всей подаваемой на тушение пожара воды с образованием над жидкостью негорючих газопароводяных смесей.

Были проведены огневые испытания как в условиях полигона, так и на судах. При этом проводилось сравнение между предлагаемым методом и методом углекислотного тушения. Натурные огневые испытания проводились на танкере «Жданов» в трех грузовых танках.

Результаты 144 опытов показали, что: тоикораспыленная и аэрированная вода является надежным, доступным и эффективным средством тушения пожаров нефтепродуктов III разряда и может быть рекомендована как вспомогательное средство при тушении нефтепродуктов I и II разрядов; для подачи тонкораспыленной или аэрированной воды для тушения пожаров могут применяться как ручные, так и стационарные устройства.

Вода не проникает внутрь хлопка, джута. Если же добавить к воде 0,1—1% поверхностно-активного вещества, то хлопок и джут начнут поглощать влагу. Это явление стали успешно применять для тушения пожаров волокнистых грузов.

В Одессе были проверены опыты по тушению джута в кипах водным раствором смачивателя. Складывали в штабеля, поджигали, и они горели свободно 2—3 мин. После тушения раствором смачивателя штабеля джута не возгорались, так как раствор проникал в киты на глубину 25—30 см. Отпала необходимость в разборке кип, что было неизбежно при тушении волокнистых материалов водой.

Смачиватели улучшают огнегасительные свойства воды, уменьшают расход воды и время тушения, что предотвращает образование крупных и затяжных пожаров й снижает потери от них.


Вернуться назад
Бесплатный Jz web - Позитивный портал Скачать музыку
x